По сути своей, на психфаке МГУ недавно состоялся ключевой момент, благодаря которому решится или решилась судьба девятилетней студентки-вундеркиндки МГУ Алисы Тепляковой. Эта девочка как проект своего отца, ведомая им, впервые в условиях экзамена попала в условие, когда её решили объективно оценить на понимание предмета. То есть, оценить её знания на уровне убеждений, логики и понимания. Вероятнее всего, у преподавателя-экзаменатора была нетрадиционная педагогическая диспозиция, так как на экзамен пришёл не простой студент, а девятилетний студент-вундеркинд за которым наблюдает вся Россия.
О том, что состоится ключевой экзамен, благодаря, которому возникнет существенный перелом в ситуации обучения этой девочки в МГУ, видимо знал не только педагог, но и руководство и коллеги факультета.
Вероятнее всего, за первый семестр обучения девятилетней девочки в МГУ у педагогов сформировалась объективная оценка уровня предметного интеллекта девочки. Необходимо признать, что смысловые структуры и образования этого вундеркинда, имеющего феноменальную и фотографическую память, имеют свои особенности. По сути своей, чаще всего эта девочка способна, услышав или узнав определённые сигналы-слова, быстро и оперативно, выдавать информацию, связанную с этими сигналами-словами. Это механическая и фотографическая память, которая может проявляться без наличия в психике ребёнка логических и творческих процессов, связанных с пониманием изучаемого предмета. Это не знание на уровне убеждений, творчества и практики. Это не зрелое знание. Такое знание часто имеют и обычные студенты, но эти студенты - иная проблема. У этих студентов по статистике имеет место достаточный социальный интеллект, соответствующий их возрасту. У них развита саморефлексия и мышление дающие им возможность познавать психологию на должном практическом уровне. Ведь в познании психологии очень важна интроспекция (психологическое самопознание), а не только психологические знания, получаемые из наблюдений за другими людьми. Кстати, эта девятилетняя девочка, судя по видеоматериалам, как раз не справилась с этой темой и поэтому не смогла сдать экзамен.
К тому же здесь не совсем удачно была выбрана сфера развития ребёнка. Не музыка, не изобразительное искусство, не спорт, не шахматы, не математика… а психология! Девятилетний ребёнок не имеет ещё достаточных психологических оснований чтобы с интересом и на должном уровне познавать психологические дисциплины преподаваемые на психологическом факультете МГУ.
К тому же, социальный интеллект этой девочки не позволяет ей учиться и общаться вместе со своими одногруппниками.
Вероятнее всего, эта девочка не сможет быстро закончить МГУ, как закончила школу. В противном случае, это будет диагнозом и негативной оценкой Российской высшей системе образования. Отцу девочки удалось обыграть школу со своими изъянами и системой отгадалок ЕГЭ, позволяющими создавать иллюзию истинных знаний, но не знаний на уровне убеждений, творчества и практики. Ему удалось, по сути своей, поставить диагноз школе и он пошёл покорять более высокую вершину — поставить диагноз высшей школе. Но не тут-то было!
У этой девочки возникнет большая пауза-зависание. В ВУЗ её не возьмут, а школу она уже закончила. Но развиваться она должна!
По-видимому, эта талантливая девочка-вундеркинд должна развиваться в рамках индивидуальной учебной программы. Более того, необходимо возвращение девочки к более глубокому изучению школьной программы по индивидуальному плану. Уверен, что наличие у неё аттестата зрелости и окончания средней школы — это не та зрелость!
Если девочка будет заниматься по индивидуальному учебному плану, рассчитанному на одарённых детей, то действительно может достигнуть больших результатов. Эти подходы были развиты в СССР. Такие школы были раньше в Москве.
Таким образом, девочке нужно возвращаться в школу. А школе объективнее взглянуть на то, как она оценила эту девочку-вундеркинда.
И самое главное, эта девочка не должна быть жертвой амбициозного проекта своего отца. Позднее когда она подрастёт и осознаёт всё эти издержки проекта отца, то будет уже поздно.
В рамках своего кабинета, как психолог, я сам работал с проблемами родителей, на которых до сих пор имеют пожизненную обиду их повзрослевшие дети-вундеркинды.
Папа-психолог и девятилетняя девочка студент-психолог должны глубоко и долгосрочно поработать с достойным психологом и педагогом, которые себя высоко зарекомендовали в сфере работы с одарёнными людьми. Но есть ли в России такие специалисты. И хватит ли ответственности у отца вундеркинда вырваться из ловушки своих амбиций так, чтобы не пострадала психика и судьба его ребёнка?
Мнения, высказываемые в данной рубрике могут не совпадать с позицией редакции