Российский авторынок, практически отрезанный от поставок иномарок и переживающий коллапс производства машин в России, получил новый удар.
На фоне мобилизации, объявленной президентом Владимиром Путиным 21 сентября, продажи новых авто обрушились на 19,3 %, сообщают СМИ со ссылкой на данные «Автостата».
За период с 26 сентября по 2 октября продажи новых автомобилей снизились с 1500 до 1200 штук в сутки. Так, всего за это время дилеры смогли реализовать меньше 9000 машин. Для сравнения: до 25 сентября они еженедельно продавали почти по 11 000 легковушек. Падение числа сделок составило худшие показатели за два с половиной месяца, говорится в исследовании агентства.
В России упал спрос на автомобили на фоне частичной мобилизации — какие марки пострадали больше всего
Отечественная LADA оказалась самым «уязвимым» брендом в период снижения покупательской активности. Ее продажи упали более чем на 25 % по сравнению с предыдущей неделей.
Эксперты отмечают, что восстановление рынка хотя бы до показателей сентября в ближайшее время не предвидится. Основная причина — частичная мобилизация, которая ознаменовала начало локального кризиса в отрасли.
Посещаемость дилерских центров тоже существенно снизилась, сообщают собеседники «Коммерсанта». По сравнению с 38-й неделей спад трафика достиг 30 %. И, как и в случае с продажами, ожидать увеличения числа посетителей в автосалонах в ближайшие месяцы не стоит.
На последней неделе сентября сильнее всего упали продажи лидера рынка — «АвтоВаза»: дилеры реализовали около 4,9 тысячи машин Lada, что на 26 % меньше, чем неделей ранее.
На втором месте по продажам оказалась китайская Chery: клиенты купили 1091 автомобиль против 887 неделей ранее. Далее идут Haval (658), Kia (549), Hyundai (537) и Geely(435).
«Эхо мобилизации начало докатываться до авторынка», — отмечает гендиректор «Автостата» Сергей Целиков.
Падению продаж способствовала и фактическое прекращение выдачи кредитов на покупку авто.
«Напуганные мобилизацией россияне просто перестали их брать, и за первые пять дней мы не выдали вообще ни одного кредита», — рассказывает сотрудник отдела автокредитования крупной дилерской сети.
После закрытия 18 из 20 автозаводов, работавших в России до начала спецоперации, продажи легковых авто рухнули на 83 % в мае, который, по оценке «Автостата», стал худшим месяцем в современной истории авторынка.
К августу падение продаж замедлилось до 62 % год к году, но мобилизация принесла дилерам новый шок.
Спрос потихоньку начал восстанавливаться, но ситуация нестабильная, отмечает источник в крупной дилерской сети: люди не знают, то ли тратить деньги в ожидании инфляции, то ли, наоборот, экономить и отказаться от любых крупных трат.
Официальный прогноз правительства, подготовленный Минпромторгом в августе, закладывает падение продаж автомобилей до 800 тысяч единиц в этом году и восстановление до 1,6-1,7 миллиона к 2026-му.
В пессимистичном сценарии ведомство допускает, что к 2035 году объем рынка составит 1,3 миллиона автомобилей в год при стагнации российского ВВП и потребительского спроса.
Самые востребованные автомобили в России на вторичном рынке
Несмотря на острую нехватку новых машин у дилеров в отсутствии поставок из-за внешних санкций, рынок автомобилей с пробегом также показывает падение. Согласно данным агентства «Автостат» и АО «Электронный паспорт», в январе-августе 2022-го он снизился на 21 %, составив 3 млн 040 тыс. машин.
Впрочем, ситуация с продажами новых автомобилей в последнее время, как известно, обстоит гораздо хуже, поэтому в этих условиях «бэушки» отчасти стали их заменой.
«Сокращение объемов продаж на рынке автомобилей с пробегом обусловлено несколькими факторами: снижение реальных доходов россиян и волатильность валют, а также изменение социальной обстановки, которая повлияла на уровень спроса. Несмотря на то, что поставки новых автомобилей китайских и корейских брендов продолжаются, некоторые покупатели отдают предпочтение автомобилям с пробегом от 3 лет. Этот факт объясняется тем, что покупка подобной машины обойдется дешевле, чем приобретение нового автомобиля», — комментирует директор департамента автомобилей с пробегом ГК «АвтоСпецЦентр» и ГК «Автодом» Владимир Жёлобов.
В свою очередь, генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль советует приобретать авто с пробегом в качестве альтернативы новой машине, поскольку вторичный рынок продолжает обновляться и пополняться. При этом с учетом высокого спроса на подержанные автомобили, лучше не откладывать покупку, пока еще можно найти достойный вариант. К тому же на фоне повышенного спроса цены на подержанные машины к концу 2022 года также могут вырасти.
Самой продаваемой моделью с пробегом вновь стал пятидверный хэтчбек Lada Samara, который уже давно снят с производства. За восемь месяцев 2022-го россияне купили свыше 84 тыс. таких машин (-12 %), гласят данные агентства «Автостат» и АО «Электронный паспорт». Возвращение «Самары» на верхнюю ступеньку пьедестала почета во многом обусловлено сокращением предложений по подержанным иномаркам, с которыми их владельцы в последнее время не спешат расставаться из-за высоких цен и острого дефицита на рынке новых машин.
«Высокий спрос на Lada Samara объясняется доступной стоимостью, надежностью и отсутствием проблем в обслуживании, так как запчасти находятся в доступе. Причем отремонтировать этот автомобиль сможет каждый мастер во всех регионах страны. К тому же пятидверный хэтчбек Lada Samara отличается вместительностью», — говорит директор «Авилон. Автомобили с пробегом» Николай Баскаков.
Между тем, Ford Focus, возглавлявший рейтинг продаж до этого, в январе-августе разошелся в количестве 64 тыс. экземпляров (-29 %), в результате уступив не только Lada Samara, но и Hyundai Solaris, на котором остановили свой выбор 64,7 тыс. покупателей (-24 %).
Что будет с ценами на подержанные автомобили в 2022 году
Действительно, после некоторой стабилизации цены на вторичном авторынке показывают рост второй месяц подряд. Так, в августе средний ценник составил 1 млн 243 тыс. рублей, увеличившись относительно июля на 1,5 %, подсчитали в «Автостате». При этом наибольший вклад в этот рост внесли автомобили до 7 лет, которые подорожали на 2 % до 2 млн 247 тыс. рублей, тогда как стоимость всех остальных подержанных машин практически не изменилась (+0,2 %). Всего же с начала года автомобили с пробегом подорожали в среднем на 18,5 %.
Показательно также, что в условиях повышения цен на «вторичке» растет доля автокредитов. После весеннего провала, выдача кредитов на подержанные машины в абсолютном выражении летом уже практически вернулась на уровень прошлого года, а в деньгах она и вовсе превосходит показатели годичной давности на 26-33 %, согласно оценкам «Автостата».
Как считает Владимир Жёлобов, осенью стоимость автомобилей с пробегом, скорее всего, может увеличиться по причине дефицита на рынке, при этом рост цен будет незначительным.
«Рынок автомобилей с пробегом постепенно заполняет пустующие ниши автомобилями из параллельного импорта, так что проблем с выбором не будет. Очевидно, что большая часть клиентов сделает выбор в пользу машины с пробегом, учитывая отсутствие новых автомобилей», — резюмирует Николай Баскаков.