10 января родился Алексей Толстой — биография «красного графа»

Писатель, общественный деятель, граф Алексей Николаевич Толстой родился 10 января 1883 года (29 декабря 1882 года по старому стилю) в городе Николаевск (ныне Пугачев) Саратовской области.

Алексей Толстой — происхождение. Был ли он графом? Кто он Льву Толстому?

Отец писателя, Николай Александрович Толстой (1849 – 1900) родился в семье подпоручика графа Александра Петровича Толстого (1821—1867) и богатой поволжской помещицы Александры Васильевны Устиновой (1830—1901). Эти Толстые были очень дальними родственниками Льва Николаевича Толстого. Так Алексей Толстой приходился Льву Николаевичу внучатым племянником в 4-ом поколении.

Мать — Александра Леонтьевна (1854—1906), урождённая Тургенева — писательница, внучатая племянница декабриста Николая Тургенева, к моменту рождения А. Н. Толстого ушла от мужа к мелкому дворянину Алексею Аполлоновичу Бострому, за которого официально выйти замуж не могла из-за определения духовной консистории.

Родители Алексея развелись еще до его рождения, и детские годы мальчик прожил в Сосновке, рядом с Самарой, в семье отчима А.А. Бострома.

Эта страница биографии Толстого связана с сомнениями по отношению к его графскому титулу: несмотря на то что факт отцовства Николая Толстого документально зафиксирован, многие биографы придерживаются версии о рождении будущего писателя от его отчима.

Алексей Толстой — ранние годы

Алексей Николаевич Толстой родился 10 января 1883 года (29 декабря 1882 года по старому стилю) в городе Николаевск (ныне Пугачев) Саратовской области.

Получил домашнее начальное образование.

Мать, занимавшаяся писательством, привила Толстому любовь к литературе — по личному признанию, особенно его поразил роман «Собор Парижской богоматери», взрастивший вкус к истории. Первые попытки писать самостоятельно были предприняты уже в десятилетнем возрасте: обучаясь в реальном училище, Толстой увлекся поэзией и даже посещал драматический кружок.

Вообще ему была уготована военная карьера, но спорное происхождение не давало возможности обучаться в казенном учебном заведении — отец отказался признавать родство, и графский титул Толстому удалось получить только после его смерти, в 1901 году. Он переживал по этому поводу, и многие видят главную причину переменчивой натуры писателя именно в изломанном отрочестве.

В 1897 году семья переехала в Самару, где он поступил в училище. После его окончания в 1901 году уехал в Санкт-Петербург и поступил в Технологический институт (ныне Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет)) на отделение механики.

Литературный дебют

В 1905 году дебютировал как поэт. Со временем увлечение литературой стало настолько серьезным, что в 1907 году Толстой бросил университет ради писательской карьеры. Первая книга (сборник «Лирика») вышла в том же году.

В 1908 году был опубликован первый рассказ «Старая башня», в 1911 году — книга стихов «За синими реками».

Было ему 28 лет, что по тем временам достаточно много для литератора. Его первые произведения – это реалистические рассказы о житье-бытье провинциальных помещиков. Выглядят эти самые помещики в его ранних произведениях довольно мерзко. Лучшее определение для них – «вырожденцы».

Можно предположить, что автор старался попасть в струю тогдашней «прогрессивной литературы». Но возможно, он и в самом деле так смотрел на вещи. Толстой провел детство и юность в имении отчима в Саратовской губернии – так что знал, о чем писал.

Первая мировая война и революция

В годы Первой мировой войны писатель работал военным корреспондентом «Русских ведомостей» — газеты, поддерживавшей царское правительство и выступавшей за войну до победного конца. Это время Толстой считал переломным в своей жизни: по его словам, именно тогда он «увидел русский народ», что заставило его отойти от изображения нравов дворянства и перейти к теме национального характера, его проявлений в переломную эпоху. Тогда же его охватила волна патриотизма, которого он придерживался всю дальнейшую жизнь.

В этот период был опубликован ряд произведений: рассказы «На горе» (1915) и «Прекрасная дама» (1916), пьесы «Касатка» (1916), «Нечистая сила» (1916), «Мракобесы» (1917) и другие.

Революция застала Толстого врасплох, но февральские события он однозначно приветствовал: поддерживал Временное правительство и разделял идею продолжения Первой мировой войны. Позже он скажет: «В этот день, казалось, мы осуществим новые формы жизни. Мы не будем провозглашать равенства, свободы и любви, мы их достигнем».

Читайте еще :  Лия Меладзе

Эмиграция, сменовеховство

Октябрьскую революцию Толстой первоначально не принял, обвиняя большевиков в насилии и кровопролитии. В тот момент он считал Ленина «нерусским человеком», которому нет дела до достоинства России и ее национальной чести. В мае 1918 года Толстой уехал в эмиграцию и в первом интервью сказал о том, что «революция очистила воздух», а большевики произвели «страшно сильный сдвиг для русской жизни» — то есть убрали «лишних» людей, однако на этом их миссия окончена.

В это же время, после нескольких месяцев на Украине и последующей тяжелой переправы через Черное и Средиземное моря, у него созрел замысел «Хождения по мукам», и к написанию первого тома романа он приступил незамедлительно.

В эмиграции оказались очень разные люди, придерживающиеся разных, порой противоположных взглядов. Оглядевшись, Толстой в 1920 году примкнул к так называемому движению сменовеховцев. Оно получило такое название по сборнику статей «Смена вех». В отличие от большинства представителей эмиграции сменовеховцы глядели на новую Россию со все возраставшей симпатией. Большевизм их особо не прельщал. Но раз уж у власти оказались именно большевики… Значит, так было нужно.

Сменовеховцы полагали: революционный нигилизм – дело временное. Все устаканится – и страна вернется на свой нормальный путь развития.

В эмиграции были написаны роман «Хождение по мукам» («Сестры»), впоследствии ставший первой книгой известной трилогии с одноименным названием, повесть «Детство Никиты», повесть «Лунная сырость» («Граф Калиостро») и фантастический роман «Аэлита».

«Красный граф». Возвращение в СССР

«Хождение по мукам» вызвало большой шум в эмигрантских кругах. Потому что из него следовало: старая Россия рухнула, потому что ничего другого ей не оставалось. Это резко контрастировало с основным потоком эмигрантской литературы, которая специализировалась на двух основных темах: обличении большевиков и ностальгии по «России, которую мы потеряли». Именно тогда Толстой и получил прозвище Красный граф.

Если, к примеру, Иван Бунин понимал, что уже не вернется на родину, то Толстой не был готов примириться с этим. В феврале 1920 года он написал, что Россия становится грандиозной и сильной, а «кривая государственной мощи от нуля идет сильно вверх». Его начала привлекать растущая мощь Советского государства. Последним аргументом в пользу признания советской власти стал провал Кронштадтского восстания и «полоса признания» СССР со стороны других государств.

В тот момент и советская власть пересмотрела свое отношение к патриотически настроенному крылу эмиграции: чем яростнее раскаявшийся человек выступал против большевиков во время революции и Гражданской войны, тем лучше было для идеологической составляющей режима.

Так или иначе, в 1923 году Алексей Толстой возвратился на родину. Первой его публикацией в СССР стал написанный еще за границей роман «Аэлита».

В 1920-х годах Толстой опубликовал в СССР пьесу «Бунт машин» (1924), рассказы «Черная пятница», «Мираж» (оба 1924), «Голубые города» (1925), романы «Похождения Невзорова, или Ибикус» (1924—1925), «Гиперболоид инженера Гарина» (1925—1927) и др.

Писатель Алексей Толстой обедает. Портрет работы П.Кончаловского

Путь к советскому Олимпу. «Их сиятельство — на партсобрании»

С 1923 года начинается жизнь Толстого в Москве. Первые годы он едва сводил концы с концами: по воспоминаниям Романа Гуля, то жена Толстого, то его сын прибегали «за десятирублевкой», а Российская ассоциация пролетарских писателей травила Толстого — по воспоминаниям Константина Федина, «Маяковский орал, что в РСФСР Толстой не въедет на белом коне своего полного собрания сочинений».

Советские читатели не сразу приняли фантастику, со скепсисом к творениям «красного графа» отнеслись и его коллеги – Иван Бунин, Корней Чуковский, Юрий Тынянов. И только Максим Горький сразу сказал, что эти произведения будут очень популярными.

После смерти Ленина в 1924 году советские литераторы написали коллективное письмо, в котором заявили о своей лояльности к новому руководству. Среди подписавшихся были Борис Пильняк, Валентин Катаев, Сергей Есенин и другие — и положение Толстого среди подписавшихся было едва ли не самым трудным. В тот момент его «Аэлиту» и «Гиперболоид инженера Гарина» критиковали за контрреволюционность и буржуазность.

Толстой, не обращая внимания на критику, без остановки работал — ему было необходимо заработать и средства к существованию, и репутацию у большевиков. Последнюю задачу он выполнял с помощью изображения новой действительности в своих произведениях. Сам Толстой признавал, что «будь материально обеспеченным человеком — то написал бы гораздо меньше».

Окончательная лояльность власти была доказана романом «Черное золото» и повестью «Эмигранты». В 1932 году ему было дано разрешение на выезд из СССР, и после этого Толстой все чаще стал бывать за границей. Во второй половине 1930-х годов, после смерти Максима Горького, Толстой стал писателем номер один в стране и был лицом СССР на международных культурных конгрессах. За свою работу Толстой получал различные почести от советской власти.

Читайте еще :  Умер народный артист России Борис Невзоров - причина смерти, биография

В 1936 году написал повесть «Золотой ключик, или Приключения Буратино» по мотивам произведения итальянского писателя Карло Коллоди «Приключения Пиноккио». Книга вошла в Золотой фонд отечественной детской литературы.

С 1936 года по 1938 год Толстой возглавлял Союз писателей СССР.

В повести «Хлеб» (1937) литератор поведал советским читателям о подвигах Иосифа Сталина при защите Царицына в период Гражданской войны. Его сразу же возвели в ранг личного друга Иосифа Сталина, Толстой стал завсегдатаем кремлевских приемов. Он был по-настоящему обласкан, стал членом Академии Наук, депутатом Верховного Совета СССР. Писателю сделали роскошный подарок – поместье в Барвихе, прикрепили автомобиль с личным шофером.

А вот в стане писателей существовало два лагеря: один выступал за него, второй – против, обвиняя Алексея Николаевича в лести и заискивании перед властями. Анна Ахматова прямо выказывала свое презрение. Осип Мандельштам однажды устроил с Толстым крупную ссору, ударив его по щеке, и объяснил свои действия так: «Я наказал палача, выдавшего ордер на избиение моей жены». Подавать в суд на Мандельштама, как его уговаривали, Толстой отказался. Но для поэта с этого момента началась череда репрессий. Вопрос о наличии причинно-следственной связи между этими двумя событиями до сих пор остается предметом дискуссий.

Современники Толстого рассказывали, что приезжавших в шикарный особняк советского классика гостей встречал пожилой дворецкий. Он торжественно объявлял гостям, мол, графа дома нет, «их сиятельство — на партсобрании».

Алексей Толстой в гостях у летчиков, 1942 год / russiainphoto.ru

Последние произведения. Великая Отечественная война

Последние 16 лет жизни Алексей Толстой посвятил работе над своей главной книгой. Ею стал роман «Петр Первый». Даже Иван Бунин, всегда не любивший «красного графа», дал высокую оценку этому произведению.

За несколько часов до объявления Великой Отечественной войны, в 1941 году, Толстой закончил третью часть «Хождения по мукам» и начал писать для фронта, убеждая советских граждан в неизбежном поражении фашистов — всего за эти годы было издано более сотни его статей. Именно он стал автором лозунга, который печатали на первых страницах всех газет: «За Родину, за Сталина!»

Ключевой темой военной публицистики Толстого стала идея русского национального характера, силы русского народа.

Одновременно он работал над пьесой «Иван Грозный», которая не получила высокой оценки со стороны высшего руководства за излишнюю лиричность образа царя и была издана тиражом в 200 экземпляров.

От чего умер Алексей Толстой, где похоронен

В годы войны у Толстого был обнаружен рак легкого. Почти все, кто знал писателя в последние годы жизни, утверждали, что его смерть была приближена работой в комиссии по расследованию злодеяний фашистского режима — ход болезни ускорила поездка в Харьков, где писатель присутствовал на первом показательном процессе над немецкими офицерами.

Шесть месяцев его мучили жестокие боли, в феврале 1945 года он скончался. Более тридцати лет на улице Спиридоновка, где литератор провел свои последние годы, работает музей. Алексей Толстой погребен на Новодевичьем кладбище.

Алексей Толстой — личная жизнь

Алексей Толстой был женат четыре раза. Первой его женой стала Юлия Рожанская. С ней писатель познакомился в Самаре, когда гостил у своей тетки Марии Тургеневой. Рожанская, дочь самарского врача, тогда училась в гимназии и играла в любительских театральных постановках. Брак был ранним — на тот момент Толстому было всего 18 лет. Супруги прожили вместе всего 6 лет, у них родился сын Юрий, но он умер в детстве.

В 1907 году Толстой влюбился в художницу Софью Дымшиц. Несколько лет они жили вместе, но не могли обвенчаться: оба не получили развода в своих первых браках, к тому же Дымшиц была иудейкой.

Впоследствии, когда формальности с разводами были улажены, она приняла православие, чтобы вступить в законный брак с Толстым. В 1911 году у супругов родилась дочь Марианна, а уже в 1914-м году они расстались.

Третьей любовью Алексея Толстого стала поэтесса Наталья Крандиевская. Она послужила прообразом Кати Рощиной из произведения «Хождение по мукам». В браке с Крандиевской писатель прожил 21 год, у них было двое сыновей — Никита и Дмитрий. Кроме того, Толстой принял и сына Натальи Крандиевской от первого брака — Федора Волькенштейна.

Читайте еще :  Клип Алены Швец «Две девочки» заблокирован по решению суда за пропаганду ЛГБТ

В августе 1935 года в доме Толстых появился секретарь — Людмила Крестинская-Баршева. Несмотря на большую разницу в возрасте, между Толстым и девушкой возникли взаимные романтические чувства, и уже в октябре того же года они поженились. С Людмилой Крестинской Толстой прожил до конца жизни, но детей у них не было.

Алексей Толстой — личность, отзывы современников

После смерти писателя в феврале 1945 года Константин Федин написал:

«Россия пожалеет не раз, что Толстой не поднялся на ту высоту, которую должен был занимать по природе. Художник в нем вечно бился с человеком за свои высшие права, но чересчур часто человек брал верх своими выгодными правилами».

Иван Бунин, характеризуя творчество Толстого, отмечал:

«Написал он в этой „советской“ России, где только чекисты друг с другом советуются, особенно много и во всех родах… написал вообще немало такого, что просто ужасно по низости, пошлости, но даже и в ужасном оставалось талантливым».

Сам Толстой, по воспоминаниям его современника, художника Юрия Анненкова, на обвинения в продажности властям отвечал откровенно:

«Я циник, мне на все наплевать! Я — простой смертный, который хочет жить, хорошо жить, и все тут. Мое литературное творчество? Мне и на него наплевать! Нужно писать пропагандные пьесы? Черт с ним, я и их напишу! Но только это не так легко, как можно подумать. Нужно склеивать столько различных нюансов! Я написал моего „Азефа“, и он провалился в дыру. Я написал „Петра Первого“, и он тоже попал в ту же западню. Пока я писал его, видишь ли, „отец народов“ пересмотрел историю России. Петр Великий стал без моего ведома „пролетарским царем“ и прототипом нашего Иосифа! Я переписал заново, в согласии с открытиями партии, а теперь я готовлю третью и, надеюсь, последнюю вариацию этой вещи, так как вторая вариация тоже не удовлетворила нашего Иосифа. Я уже вижу передо мной всех Иванов Грозных и прочих Распутиных реабилитированными, ставшими марксистами и прославленными. Мне наплевать! Эта гимнастика меня даже забавляет! Приходится, действительно, быть акробатом. Мишка Шолохов, Сашка Фадеев, Илья Эренбург — все они акробаты. Но они — не графы. А я — граф, черт подери! И наша знать (чтоб ей лопнуть!) сумела дать слишком мало акробатов!»

Многие упрекали писателя в халтуре, литературной подёнщине и конъюнктурщине .Но вот что отметил писатель Юрий Тынянов в связи с этим делом:

«Я хороший писатель. Поэтому и обязан писать хорошо. А Алексей Толстой феноменально талантлив. И поэтому может позволить себе писать гнусно».

Большой вопрос – насколько Алексей Толстой писал то, что думал, а насколько – следовал складывающейся конъюнктуре. Но это по большому счету и не важно. Его произведения не противоречат друг другу. Он честно служил империи – и оказался одним из тех, кто прошел это непростое время без особых проблем.

У многих было ощущение, что Толстой-человек вредит Толстому-художнику: его обвиняли в пристрастии к роскоши и любви «широко пожить». Действительно, в 1930-е годы большие тиражи его произведений приносили большие деньги; он мог халтурить, чтобы получить аванс (это главным образом касалось его работ для театра), но говорить о жадности писателя нельзя: во время Великой Отечественной Толстой регулярно перечислял деньги в помощь осиротевшим детям, в фонд Красной армии; одну из Сталинских премий, присужденную за издание «Хождения по мукам» в едином томе, перечислил на постройку танка «Грозный».

Был он добродушный бонвиван, редко с кем ссорился и, наверное, даже доносов не писал в славное время (а только делал устные заявления). Никого он литературно не грыз, кроме фашистов и буржуазии (в основном абстрактных), да и то его злость была больше напускная. Может быть, он считал, что доминирующие политические течения эпохи — это природная данность, вроде рельефа и климата, и приспосабливаться к ним не зазорно, а где-то даже и должно. Его высказывания по политическим и околополитическим вопросам не сверкают оригинальностью. Но он примечателен как рупор эпохи, как ретранслятор веяний, а также как описатель кое-каких реалий, которые самолично наблюдал. Он был дежурный пропагандист партии, вполне обеспечивавший ей писательский сервис довольно высокого качества.

Некоторые работы Толстого являются спорными с художественной точки зрения, но нельзя отрицать, что в целом творчество писателя занимает значительное место в развитии советской литературы: здесь и роман-эпопея «Хождение по мукам», и исторический роман «Петр Первый», и фантастический роман «Гиперболоид инженера Гарина», и детская повесть-сказка «Золотой ключик», и многое-многое другое.

 

 

 

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Эксперт и автор статей zensovet.ru.
Пишет более 20 лет.

10 января родился Алексей Толстой — биография «красного графа»
30 Лучших Современных Российских Фильмов, Которые Стоит Посмотреть