Рената Литвинова — биография, фильмы, личная жизнь

Сегодня, 12 января, день рождения Ренаты Литвиновой – знаменитой театральной и киноартистки, успешно совмещающей актерскую деятельность с режиссерской. Широкую известность актриса получила после выхода фильма «Граница. Таежный роман».

Рената Литвинова – не только популярная современная актриса театра и кино, но и сценарист и режиссер. Кинематографические творения Ренаты не раз удостаивались почетных наград и хвалебных отзывов от критиков и зрителей.

Рената Литвинова — детство, школа

Рената Муратовна Литвинова родилась 12 января 1967 года в Москве. Отец — Мурат Аминович Вергазов — работал врачом. По происхождению принадлежал к древнему княжескому татарскому роду, известно из биографии Ренаты Литвиновой в Википедии.

Мать — Алиса Михайловна Литвинова — также работала врачом, челюстно-лицевым хирургом. Однако вскоре после рождения дочери семья распалась, и матери приходилось много работать, чтобы обеспечить себя и дочь. Рената скучала по отцу, и стеснялась перед подружками, что родители расстались. В одном из интервью она говорила:

«Когда ко мне приходили какие-нибудь подружки, я вешала в прихожей или мужскую кепку, или пальто, чтобы они думали, что у меня есть отец».

Рената росла самостоятельной девочкой. Она посещала Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского (ЦМШ) по классу фортепиано. Девочка была высокой и переживала по этому поводу, потому что сверстники дразнили ее «Останкинской башней».

Кстати, в интервью Владимиру Познеру Рената заявила, что у неё было одинокое детство, и школа вспоминается с отвращением. После занятий девочка всегда торопилась домой, подальше от учеников и учителей, к любимым книгам.

Рената Литвинова — молодые годы

В детстве Рената Литвинова много читала, причем все подряд. Ну, а больше всего любила Николая Гоголя и мамину Большую медицинскую энциклопедию. «Помню, между страниц там были вложены гибкие грампластинки как учебное пособие, например „Шизофренический бред“… Вот все это я обожала изучать». Кроме того, девочка писала маленькие рассказы для себя. И еще, благодаря матери, она полюбила кино. Алиса Михайловна очень любила кино и всегда брала дочь в кинотеатр на вечерние сеансы.

В 1984 году Рената окончила школу и решила подавать документы на сценарный факультет ВГИКа. Экзамены в институте принимал сценарист Евгений Габрилович. Он сразу выделил Ренату из огромного количества абитуриентов, и девушка без труда поступила с первого раза.

Как сообщается в биографии Ренаты Литвиновой на сайте «Узнай всё», руководитель курса драматург Исай Константинович Кузнецов вспоминал: «Меня сразу поразила ее жестикуляция. Поначалу все манеры Ренаты кажутся ненастоящими, но потом понимаешь, что для нее это естественный способ держаться».

На младших курсах Литвинова стала экспериментировать со своей внешностью: она сильно выбеливала лицо, пользовалась бордовой помадой и носила накладные ресницы. Холодную маску венчал образ неразговорчивой и высокомерной девицы, который она себе придумала. За внешний вид ее прозвали «Гейшей».

Рената Литвинова — фильмы

После института Рената прошла стажировку в объединении Сергея Соловьева «Круг». Первый же сценарий «Нелюбовь» понравился руководителю, и картина с одноименным названием вышла в 1991 году.

В 1992 году вместе с Глебом Алейниковым Рената Литвинова работала над сценарием к фильму «Трактористы-2», однако вышедшая на экраны лента осталась незамеченной зрителями. Потом режиссер Кира Муратова пригласила Литвинову сыграть в ее драме «Увлеченья». Ренате досталась одна из главных женских ролей картины — медсестра Лилия, мгновенно зарекомендовавшая Литвинову как оригинальную, самобытную актрису.

Рената рассказывала, что никогда не чувствовала в себе актерских талантов. Она всегда отказывалась, когда ее звали сниматься. Но отказать Кире Муратовой для нее было невозможно. Это был актерский дебют.

Читайте еще :  Мэри Элизабет Трасс - Биография

Потом сотрудничество Муратовой и Литвиновой продолжилось. В 1996 году режиссер взялась за фильм по дипломному сценарию Литвиновой, который рассказывал о жизни женщины средних лет, ищущей спасение от беспросветного одиночества в детских воспоминаниях. Чуть позже Рената написала сценарий для одной из новелл киноальманаха «Три истории», а также исполнила в ней главную роль, сыграв девушку по имени Офа, которая по непонятной причине ненавидит всех вокруг. Работая в архиве больницы, она отслеживала судьбы детей, от которых отказались родители. Фраза ее героини «Этой планете я поставила бы ноль» моментально пошла в народ.

Одной из самых сильных литературных работ Ренаты Литвиновой стала повесть «Обладать и принадлежать» — история о двух девушках, одна из которых глухая, мечтающих уехать в страну глухих, где царит справедливость. Прочитав ее, режиссер Валерий Тодоровский снял свою четвертую картину — драму «Страна глухих» с Чулпан Хаматовой и Диной Корзун.

Большой успех к Ренате пришел после премьеры сериала «Граница. Таежный роман» Александра Митты. Актриса воплотила образ гарнизонного медработника Альбины Ворон — женщины с тонкой, чувствительной и экстравагантной натурой. Создавалось впечатление, что роль писали специально для нее.

Пик творчества союза Литвиновой и Киры Муратовой пришелся на 2004 год — именно тогда свет увидела трагикомедия «Настройщик». На два с половиной часа экранного времени ее зрители погружались в исследование психологических мотивов, побудивших простого студента консерватории на изящную криминальную аферу. В этом кино Рената Литвинова впервые показала поцелуй. Она не раз отмечала, что ни разу не видела правдивого поцелуя в кино, а потому решила продемонстрировать его сама.

В том же году вышел фильм «Богиня. Как я полюбила» — Рената Литвинова была его режиссером, сценаристом и ключевой актрисой.

Были и другие интересные роли Ренаты Литвиновой — Тата из «Мне не больно» Алексея Балабанова, Зоя из драмы «Жестокость», Алла из экранизации романа Виктора Пелевина «Generation П».

Рената Литвинова — театральные постановки

В 2017 году Рената Муратовна стала режиссером спектакля МХТ им. Чехова «Северный ветер». До этого Литвинова только выступала в качестве актрисы в постановках «Вишневый сад», «Шага», «Свидетель обвинения». В центре сюжета — празднование нового года небольшим семейством, время действия, представленное на сцене — 50-е годы.

Музыку к спектаклю написала подруга Ренаты — Земфира, а художником по костюмам стал дизайнер Гоша Рубчинский. С последним актрису связывают близкие дружеские и профессиональные отношения. Спустя год женщина появилась на фотосессии своего друга. Снимки были созданы в черно-белой гамме.

Зимой 2018 года стартовал новый фильм с участием актрисы. Немецкая картина под названием «Страх» была создана при непосредственной помощи Литвиновой. Женщина оказала огромную помощь при создании сценария. Интересно, что над сценарием также трудилась другая именитая дива – певица Бьорк.

Актрису часто можно увидеть в спектаклях. Она постоянно ездит на гастроли по российским городам, устраивает творческие встречи.

Рената Литвинова на телевидении

Нашу героиню можно частенько увидеть на экранах телевизоров. Она приняла участие в создании нескольких рекламных видео.

В свое время женщина вела несколько шоу. Самыми популярными программами с участием актрисы считаются проекты «Ночные музы», «Стиль от… Ренаты Литвиновой» и другие.

Также артистку приглашали вести обзорные передачи («Кинопремьера», а также «Синемания». Помимо этого, у актрисы был собственный авторский проект, который был снят специально для канала «Культура».

Среди участников проектов «Вечерний Ургант» и «Минута славы» также можно было увидеть очаровательную Ренату.

Женщина поставила и срежиссировала несколько клипов для отечественных музыкантов. Она сняла ролики на синглы Земфиры, группы «Агата Кристи». Отдельно стоит сказать об авторском клипе режиссера на песню «Речной трамвайчик», которую блестяще исполнила Алла Пугачева.

Читайте еще :  Михаил Солодко супруга погибла

Личная жизнь Ренаты Литвиновой

Рената Литвинова была замужем дважды. С первым мужем кинопродюсером Александром Антиповым Литвинова прожила один год. Молодой режиссер из Питера, Александр Антипов, обратил внимание на красавицу в необычном образе во ВГИКе.

В 2001 году Рената вышла замуж за бизнесмена Леонида Добровского, от которого родила дочь Ульяну Добровскую. Через пять лет семья распалась, известно из биографии Ренаты Литвиновой в Википедии.

Земфира и Рената Литвинова поженились? Слухи и разоблачения

Как сообщается в биографии Литвиновой на сайте «Узнай всё», с 2006 года не утихают слухи об ориентации актрисы. Тесная дружба, которой связаны Литвинова и Земфира, постоянно вызывает обсуждения в прессе. Поговаривали даже, что якобы артистки сыграли свадьбу в Швеции, где разрешены однополые браки. Сама же кинодива называет Земфиру близкой подругой и соратницей, не более. А авторам скандальной публикации Рената пригрозила судебным разбирательством.

Земфира тоже поделилась новостями о своей личной жизни во время неформального общения с поклонниками, в частности, развеяв слухи о любовных отношениях с актрисой и режиссером Ренатой Литвиновой.

«То, что вам хочется видеть как каминг-аут, невозможно по многим причинам. Я очень люблю Ренату, это мой самый близкий человек и самый лучший друг. При этом у нее есть мужчина, отец ее дочери, человек, которого я очень сильно уважаю. Вы что-то там себе напридумывали, но реальность совершенно иная», — написала певица в официальном паблике «Вконтакте».

Познакомилась самая загадочная пара российского шоу-бизнеса в 2004 году на съемках фильма Ренаты Литвиновой «Богиня». Тогда Земфира записала главную музыкальную тему ленты. Их сотрудничество продолжилось и после этой работы.

«Рената — уникум. Это другое — больше, чем талант. Рената — мое все, и меня бы не было без нее», — отзывается о подруге Земфира.

Рената Литвинова и Михаил Ефремов

После пьяного ДТП Ефремова Рената Литвинова посетила квартиру Михаила, сообщали в новостях. Объясняя цель своего визита, актриса сообщила о том, что является крестной дочери Михаила Ефремова и, что лично с ним не общалась.

«Я не видела Мишу в этот день, я привезла свою крестницу и его дочку Анну-Марию повидаться к папе. Я поддержала Соню — его жену. И буду, конечно, принимать участие и помогать Анне-Марии дальше. А она повидалась с папой, когда он вернулся с допроса, поддержала его. Он ее отец, она его любит», — цитировала слова Литвиновой газета «Взгляд».

Помимо этого, она рассказала, что родственникам Ефремова в настоящее время очень тяжело из-за случившегося, а их дом осаждают любопытствующие.

«Под домом толпы журналистов и просто неадекватных личностей с наведенными телефонами, которые буквально одержимы преследованием его семьи», — сказала актриса.

Рената Литвинова — стиль

С именем Ренаты Литвиновой уже давно ассоциируется образ экстравагантной, уникальной дамы. Несмотря на достаточно солидный возраст, 54 года, актриса не устаёт удивлять публику, каждый раз подтверждая то, что лучший вариант — сделать себя самой.

В разгар дикого гламура, покрытого толстым слоем автозагара и страз, Рената была далека от мейнстрима так же, как и Альбина, льющая духи «Красная Москва» в ведро уборщицы, потому что не выносит запаха хлорки, была далека от простых провинциальных женщин.

Экранный образ изысканной богемной дамы, будто не от мира, сего слился с Литвиновой в реальной жизни так, что уже нельзя было провести четкую границу, играет ли она в кино саму себя или берет все лучшее от своих героинь и трансформирует в новый тренд.

Солидная роскошная ретростилистика с мехами и шелками и бледная, словно фарфоровая, кожа выгодно отличали Ренату на фоне всеобщего слегка базарного «дорого-богато» и последствий слишком частых хождений в солярий, который тогда был неотъемлемой бьюти-процедурой у всех светских дам.

Читайте еще :  Рауан Шаханов Умер

Пока миром правил ярко-розовый, Литвинова выбирала сдержанный черный. Пока все одевались в джинсы с заниженной талией и микроскопические топы, она выходила на красные дорожки в платьях в пол, а то и в смокинге.

В образах Ренаты угадывались Марлен Дитрих и Любовь Орлова, а легкую сутулость знаменитости даже списывали на желание походить на Грету Гарбо. Стиль див из прошлого Литвинова копировала с предельным вниманием к деталям: прическа волной, крупные жемчужные бусы, множество перстней на пальцах, вуали, беретки и косынки, повязанные в стиле Одри Хепберн идеально дополняли образ.

Ставку на винтаж знаменитость делала и при выборе обуви — вместо тонких шпилек Литвинова выбирала устойчивый каблук, а вместо фасонов с острым носом (да-да, в нулевые такое носили все, кто хотел быть в тренде) — старомодные туфли с закругленным носком и ремешками.

Неизменным все это время оставался и макияж звезды — классические стрелки и красная помада, которую еще Коко Шанель называла главным женским «боевым» приемом: «Если вам грустно, накрасьте губы красной помадой и атакуйте».

Но несколько лет назад незыблемый, казалось, портрет приобрел новые штрихи: барочные краски и тонкие изящные силуэты сменились лаконичностью и скудностью современного искусства. Вместо длинных платьев мы все чаще стали видеть Ренату в объемных толстовках, а вместо туфелек появились ботфорты с принтом паспортных обложек от Balenciaga.

В общем-то, дружба с новыми хайповыми дизайнерами с постсоветского пространства, Гошей Рубчинским и Демной Гвасалией, и определила эти перемены. Плотное сотрудничество с российским дизайнером у Литвиновой началось в 2016 году, когда творческий дуэт выпустил фильм «День моей смерти», ставший своеобразным трибьютом творчеству Пьера Паоло Пазолини и показанный на Pitti Uomo.

Решилась Рената даже на смену цвета волос и однажды рассталась со своим традиционным блондом — правда, только при помощи парика. Селфи звезды с темным каре вызвало настоящий фурор в соцсетях! Многие посчитали, что таким образом Литвинова решила повторить образ своей близкой подруги Земфиры, чей минималистичный маскулинный стиль в одежде Ренате теперь тоже близок. И в один момент Рената Литвинова превратилась из дамы из 2000-х в кумира современной молодёжи.

В таких кардинальных изменениях — вся Рената, привыкшая рисковать и экспериментировать, не жалея о содеянном и не оглядываясь назад. Очевидно, что изменения безумно нравятся самой актрисе.

Впрочем, и с проверенным временем образом слегка утомленной дивы Рената тоже не спешит расставаться окончательно. Сейчас знаменитость занята экранизацией своего спектакля «Северный ветер» и охотно делится со своими подписчиками фото со съемочной площадки.

Нельзя не отметить смелость Ренаты — кардинально сменить гардероб и начать носить вещи в совершенно другом стиле решится не каждый. Ее давние поклонники, впрочем, наверняка, скучают и по прежнему имиджу. К слову, взгляды самой звезды на модные правила, кажется, значительно поменялись и многое из того, что она носила раньше, уже не вписывается в новые нормы Литвиновой. Так, на днях она написала в своем Instagram:

В моем понимании, как одеваются правильные и порядочные женщины: необтягивающее, некороткое, зеленое, просторное и ненавязчивое.

Оцените статью
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

Эксперт и автор статей zensovet.ru.
Пишет более 20 лет.

Рената Литвинова — биография, фильмы, личная жизнь
Ермак: Украина запускает полный цикл производства дронов Bayraktar