Российское правительство из-за санкций, которые лишили автопром доступа к ряду технологий, разрешило отечественным производителям выпускать автомобили с пониженными требованиями к безопасности и экологичности. Соответствующее постановление подписано Михаилом Мишустиным, опубликовано на официальном портале правовой информации и будет действовать до 1 февраля 2023 года.
Каких компонентов лишатся российские автомобили из-за санкций
До 1 февраля 2023 года в России разрешен выпуск автомобилей без подушек безопасности и преднатяжителей ремней, антиблокировочной системы (ABS), системы контроля устойчивости автомобиля (ESP). От системы «ЭРА-ГЛОНАСС» больше не будут ждать автоматического срабатывания после аварии.
Документ также ослабляет нормы пассивной безопасности автомобиля. В частности, постановление исключает при испытаниях кософронтальный и боковой краш-тесты, имитирующие частые ДТП. Теперь автомобили можно испытывать прямым ударом в недеформируемый бетонный куб, без перекрытия.
Также в России признали действующими все экологические стандарты, от «Евро-0» до «Евро-5». Это позволяет выпускать автомобили с выхлопом по нормативам 1988 года.
До начала спецоперации на Украине и введения санкций, согласно техрегламенту Таможенного союза (ТР ТС 018), в обращение должны были выпускаться только машины класса «Евро-5» и выше. Но с этим возникли сложности после приостановки поставок Bosch, чьи системы управления двигателем регулируют в том числе мощность и уровень выбросов.
В начале апреля агентство «Автостат» сообщало, что АвтоВАЗ готов выпускать «облегченные» — менее безопасные и менее экологичные — версии LADA Granta и LADA Niva. У них будут отсутствовать ABS, ESP, «ЭРА-ГЛОНАСС», а также подушки безопасности. Возможно, автомобили лишатся одного или двух датчиков кислорода в системе выпуска, а также у них станет проще конструкция блока управления двигателем и его прошивка, что понизит экологический класс.
Позже представители АвтоВАЗа подтвердили, что летом начнут выпускать несколько таких модификаций — их производитель назвал моделями «с минимальным содержанием иностранных компонентов».
КамАЗ уже в марте перешел к выпуску грузовиков «Евро-2». К середине месяца у него скопилось 5000 автомобилей с пониженным экологичесим классом. Нынешние нововведения помогут начать их продавать.
Предполагается, что такие нововведения позволят автопроизводителям в условиях нехватки ряда импортных компонентов продолжить производство машин и обеспечить занятость персонала.
Ранее стало известно, АвтоВАЗ собирается в условиях санкций с июня 2022 года наладить выпуск специальных версий автомобилей Lada, в конструкции которых используют минимальное количество импортных компонентов. Параллельно с разработкой таких машин российский автопроизводитель ведет работу по поиску альтернатив ключевым зарубежным комплектующим «для скорейшего возвращения к производству стандартных модификаций».
В России будут выпускать упрощенные автомобили: что это значит
Ряд автобрендов в России сможет использовать альтернативные компоненты для производства легковых и грузовых машин. Речь идет об отечественных компаниях, которые оказались в тяжелой ситуации из-за проблем с поставками автокомпонентов. Упрощение производства станет возможным со вступлением в силу технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств, выпускаемых в особый период».
Ранее в пресс-службе Минпромторга подтвердили разработку проекта указа «О мерах обеспечения производства транспортных средств в условиях санкций и ограничений с поставками комплектующих». По данным Autonews.ru, речь также идет об отказе от части функций автомобилей, влияющих на комфорт, безопасность, а также на экологические показатели.
Новые поставщики и импортозамещение
Смысл нововведений — дать возможность автокомпаниям работать с так называемыми альтернативными комплектующими, так как поставки оригинальных оказались осложнены или вовсе остановлены. Речь может идти и о неоригинальных запчастях.
Напрямую о возможных заменах автокомпании не говорят. Только в КамАЗе уточнили, что в первую очередь им важно найти поставщиков топливной аппаратуры и систем ABS.
Между тем источник в другой крупной автокомпании уточнил, что нововведения позволят при производстве ряда моделей отказаться от дополнительных подушек безопасности, систем ABS и ESP. Также источник подтвердил обсуждение о начале производства части грузовой техники с моторами Евро-2 — в первую очередь КамАЗа.
Как объяснили в пресс-службе Группы ГАЗ, упрощенные требования техрегламента означают расширение спектра возможностей производства на период разрыва технологических цепочек.
По оценкам компании, такая мера позволит продолжить бесперебойное производство техники. При этом, с учетом требований заказчика и доступности тех или иных компонентов, будет выпускаться техника и с более высокими техническими параметрами.
«В условиях недоступности ряда комплектующих Группа ГАЗ ведет подбор новых поставщиков и проекты импортозамещения на российских предприятиях. Новый регламент также позволит обеспечить ускоренную сертификацию отдельных модификаций, которые дорабатывают с учетом замены комплектующих», — объяснили в автокомпании.
На АвтоВАЗе в свою очередь добавили, что новое решение властей позволит в условиях нехватки ряда импортных компонентов продолжить производство автомобилей и занятость персонала. В компании напомнили, что АвтоВАЗ с июня 2022 года планирует начать производство нескольких модификаций с минимальным содержанием иностранных комплектующих.
«Поэтому мы приветствуем скорейшее принятие такого технического регламента. Параллельно мы ведем работу по поиску альтернативных решений для ключевых импортных компонентов для скорейшего возвращения к производству стандартных модификаций», — сообщили в пресс-службе АвтоВАЗа.
На автомобильном заводе «Урал», где ведут производство грузовых автомобилей, рассказали, что поставки некоторых деталей в Россию приостановлены.
«Чтобы минимизировать подобных риски в будущем, производство этих комплектующих уже осваивают в России. Но это займет некоторое время и на переходный период принятие нового технического регламента с упрощенными требованиями было бы целесообразно. Это позволит обеспечить бесперебойную работу отечественных автопроизводителей и минимизировать падение рынка грузовых автомобилей», — сообщили в пресс-службе «Урала».
Представители Ульяновского автомобильного завода (УАЗ) сообщили, что с помощью нового регламента рассчитывает в кратчайшие сроки перейти на новую компонентную базу от российских поставщиков, которая позволит «снова соответствовать актуальным техническим требованиям».
«Упрощенные требования нового технического регламента необходимы, чтобы не допустить остановку производства автомобилей на период реализации программы импортозамещения компонентов», — сообщили в компании УАЗ.
Переход на стандарт Евро-2
КамАЗ в апреле планирует часть моделей выпускать с моторами уровня Евро-2. Отвечать на запрос СМИ по этому вопросу в компании не стали, однако введение нового технического регламента с упрощенными требованиями назвали «своевременным решением» и косвенно подтвердили информацию об упрощенных экологических требованиях.
Как рассказали в пресс-службе компании, в отдаленных районах страны высокие и, зачастую чрезмерные, требования по экологическому уровню грузового транспорта приводили к снижению эффективности перевозок и других работ. Оказывается, потребители в труднодоступных регионах с низкой плотностью населения не раз обращались с просьбами пересмотреть экологические стандарты для них по примеру таких стран, как США и Австралия, где высокие экологические нормы действуют только в густонаселенных районах и агломерациях.
При этом «КамАЗ» продолжает выпуск грузовиков уровня Евро-5 и потребители имеют возможность приобретать такие грузовики. А выпуск грузовиков с Евро-2 позволит поддержать производство в период поиска альтернативных поставщиков.
На безопасности машин, как заверили в КамАЗе, нововведения не отразятся.
«Эти меры, в основном, касаются грузовиков внедорожного сегмента. Они более простые в эксплуатации, они работают в труднодоступных районах и на дороги общего пользования почти не выезжают», — сообщили в КамАЗе.
Иностранные автопроизводители запрещают российским дилерам чинить свои машины неоригинальными запчастями
Ранее со схожими по смыслу запросами к иностранным автокомпаниям обратились представители Ассоциации Российских автомобильных дилеров — РОАД. Как сообщили в РОАД, дилеры, которые столкнулись со сложностями при выполнении гарантийного ремонта, попросили о возможности использовать неоригинальные и даже б/у детали для проведения работ. Письма с такой просьбой были направлены всем участникам рынка.
На смягчения требованиям к используемым запчастям большинство автокомпаний идти отказались и заверили, что у дилеров не будет проблем с запчастями после некоторых перебоев с поставками.
К примеру, в Jaguar Land Rover сообщили, что считают лояльность своих клиентов главным ориентиром.
«Мы не поднимаем тему использования альтернативных автозапчастей и горюче-смазочных материалов от альтернативных производителей», — сообщили в Jaguar Land Rover.
В свою очередь в Nissan и Hyundai ответили, что продолжают поставки необходимых запчастей. В Mitsubishi рассказали, что ремонт у дилера должен проходить только теми запчастями, которые рекомендованы для этого типа автомобиля в рамках дилерского договора — в противном случае необходимо согласовать работы с клиентом.
В Mercedes заверили, что делают все, чтобы клиенты получали сервис на уровне бренда и опровергли утверждения ряда дилеров о невозможности проведения гарантийного ремонта.
На АвтоВАЗе также заявили, что при проведении гарантийного ремонта и регламентного обслуживания дилеры должны использовать только оригинальные запасные части и расходные материалы. В Subaru назвали утверждения дилеров о невозможности проведения ремонта оригинальными запчастями неверными, а в Kia заверили, что при возникновении дефицитных позиций компания готова оперативно произвести их поставки.