- Первый принцип — направленность всей системы на развитие в первую очередь интересов страны, на достижение национальных целей;
- Второй принцип — это открытость, поскольку совершенствование системы высшего образования России «не нацелено на ее самоизоляцию»;
- Третий принцип — фундаментальность и практической подготовки;
- Четвертый принцип — это гибкость;
- Пятый принцип — это практичность;
Ключевые принципы, которые будут положены в основание национальной системы высшего образования, обозначил министр науки и высшего образования Валерий Фальков в ходе парламентских слушаний «Развитие системы высшего образования в РФ», которые проходят сегодня в Государственной Думе.
Первый принцип — направленность всей системы на развитие в первую очередь интересов страны, на достижение национальных целей;
Не отвергая важности международных контактов и международного сотрудничества, в основе новой системы должна быть нацеленность на решение актуальных задач, находящихся в национальной повестке развития — сегодня это обеспечение технологического суверенитета,
Второй принцип — это открытость, поскольку совершенствование системы высшего образования России «не нацелено на ее самоизоляцию»;
Напротив, мы расширяем и будем расширять образовательное, научное, технологическое сотрудничество со всеми, кто в этом заинтересован. Будем развивать академическую мобильность, поддерживать совместные научно-образовательные проекты с зарубежными коллегами,
Третий принцип — фундаментальность и практической подготовки;
Важнейшим элементом модернизации системы образования, залогом его высокого качества должно быть правильное сочетание фундаментальности и практической подготовки. Без фундаментальности высшее образование превращается в подготовку исполнителей и потребителей — тех, кто работает по уже существующим технологиям, способен только лишь пользоваться чужими решениями, касается ли это инженера или менеджеров. А нам нужны творцы — констатировал министр.
Достижение настоящего технологического суверенитета, по его словам, требует от системы высшего образования работы на опережение, развитие инженерного образования и технологического предпринимательства, «обучения студентов навыкам трансферта научных разработок в реальную экономику».
Четвертый принцип — это гибкость;
Запрос на гибкость образовательных программ и уровня образования исходит в первую очередь от экономики, от наших работодателей. Именно они рекомендуют сократить, например, с двух лет до года сроки обучения по ряду направлений магистратуры,
Одновременно большой запрос на гибкость высшего образования исходит от молодежи. Нужна большая гибкость между разными уровнями образования. Наше новое образование должно быть интересно студентам, позволяя выстраивать уникальные образовательные маршруты, раскрывая потенциал молодости и креативности. Выбор того или иного изначального сценария образования не должен препятствовать дальнейшему движению студента, блокировать его навсегда на том или ином уровне,
Пятый принцип — это практичность;
Новый технологический уклад требует от человека конкретных навыков жизни в мире высоких технологий. Поэтому наша система образования должна обеспечивать не только передачу знаний, но и формирование нужных и востребованных обществом, рынком труда умений и навыков, пояснил Фальков.