- Минтранс: банкротства российских авиакомпаний не предвидится.
- Российские авиакомпании понесли рекордные за восемь лет убытки, после отчетности за второй квартал 2022 года
- 5 из 11 крупнейших авиакомпаний России, которые обанкротились
- Трансаэро (1990-2015)
- Sky Express (2006-2011)
- Внуковские авиалинии (1994-2001)
- ВИМ-Авиа (2002-2017)
- КрасЭйр (1991-2009)
Минтранс: банкротства российских авиакомпаний не предвидится.
По словам министра транспорта Виталия Савельева, российские авиакомпании смогут устоять и не обанкротиться. На настоящий момент им начала поступать господдержка, более того, в скором времени пассажиры отмененных в этом году рейсов получат денежные компенсации за приобретенные ранее билеты.
Савельев отметил, что сложившаяся в России ситуация с авиаперелетами, в частности из-за введенных санкционных мер, а также закрытия ряда аэропортов на юге России, проходит не бесследно для отрасли. В этот момент, по мнению чиновника, авиаперевозчикам необходимо оказывать господдержку с целью удержания последних от несостоятельности.
Глава ведомства отметил, что сейчас каких-либо предпосылок к банкротству не наблюдается.
Отдельно Савельев обозначил крымское направление, интерес к которому возрастает среди россиян в летний сезон. В прошлом году свыше 4 млн пассажиров отправились на полуостров самолетами и более 1 млн — поездами. На настоящий момент уже увеличено количество поездов, которые отправятся на полуостров. Это позволило выпустить в продажу дополнительных полмиллиона билетов. Несмотря на это, мера поможет доставить лишь 2,3 млн пассажиров, что может не покрыть все потребности россиян, то есть самолеты по-прежнему необходимы.
Савельевым также назван совокупный размер субсидий, выделенных Россией для поддержки авиаотрасли, он составил 100 млрд рублей. Минтранс в свою очередь обязался перевезти в этом году 90 млн пассажиров внутри страны, передает «Российская газета».
Российские авиакомпании понесли рекордные за восемь лет убытки, после отчетности за второй квартал 2022 года
По данным Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), в первом квартале 2022 года убыток по операционной деятельности всех авиакомпаний в РФ составил 61,1 млрд руб. Это наихудший результат отрасли за последние восемь лет.
В отчете АЭВТ уточняется, что пассажирские авиакомпании понесли убытки в размере 52,5 млрд руб., грузовые — 8,6 млрд руб. В прошлом году совокупный убыток составил 33,3 млрд руб.
Ключевой причиной беспрецедентно высоких убытков в документе называется воздействие санкций. В частности, упоминаются запрет на поставку комплектующих для самолетов, запрет на продажу лайнеров и лизинговые ограничения.
После начала военной операции на Украине ЕС полностью запретил экспорт в Россию товаров для авиационной промышленности и потребовал вернуть сданные в лизинг самолеты. Ряд авиакомпаний отчитались об ухудшении финансовых показателей на фоне санкций. Например, чистый убыток UTair по итогам первого квартала 2022 года составил 1,69 млрд руб., что на 54% больше, чем за аналогичный период 2021-го.
5 из 11 крупнейших авиакомпаний России, которые обанкротились
Трансаэро (1990-2015)
Трансаэро в конце эпохи СССР стала первой частной авиакомпанией, созданной сыном министра радиопромышленности СССР Александром Плешаковым, с базовым аэропортом Домодедово. Интересно, что компания в отличие от других развивала свою деятельность с нуля, а не на базе бывших авиаотрядов с имевшимся парком самолетов. Сначала компания организовывала чартеры на взятых в лизинг самолетах Ил-86 Аэрофлота, а с 1993 года начала покупать собственные Боинги.
Постепенно она переместилась на вторую строчку в России после Аэрофлота по числу перевозимых пассажиров, а размер флота, в основном состоявший из Боингов-737, — 767, — 777 и -747 в лучшие годы превышал 100 самолетов. Перевозчик выполнял рейсы по более чем 150 направлениям Авиакомпания постоянно брала кредиты, накапливая долги, но с кризисами 1998 и 2008 годов ей удавалось справляться, продавая часть своих самолетов, однако в кризис 2014 года у авиаперевозчика появились серьезные финансовые сложности. Государство отказало компании в госгарантиях, и в октябре 2015 года компания превратила полеты. Авиакомпания остается рекордсменом по авиабезопасности в России — за 25-летнюю историю с ее самолетами не произошло ни единого серьезного происшествия.
Sky Express (2006-2011)
Компания была создана ген. директором KrasAir и стала первым российским лоукостером задолго до Победы. Впоследствии контроль над перевозчиком получили структуры олигарха Олега Дерипаски. Компания летала по России по гарантированно популярным маршрутам на небольшие расстояния до 2000 км на бэушных Боингах-737 без питания и с платным багажом, но за небольшую цену, используя лайнеры как автобусы по 8 часов в день. В 2009 авиакомпания вышла на международные линии, организовав полеты на популярные европейские курорты. В то же время на перевозчика в последние годы часто жаловались из-за задержек и объединения рейсов, что в конечном счете привело к отзыву сертификата Росавиацией. Продолжить деятельность компании пытались на базе авиакомпании Кубань, однако через год и она обанкротилась.
Внуковские авиалинии (1994-2001)
Компания была создана после распада СССР и раздела имущества советского Аэрофлота на базе Внуковского авиаотряда, унаследовав 23 широкофюзеляжных лайнера Ил-86 и 23 Ту-154, а позднее первой освоила новые Ту-204. Компания одной из первых сменила ливрею своих лайнеров, перекрасив их в корпоративные красно-синие цвета, чтобы не быть похожей на Аэрофлот, когда многие другие просто добавляли надпись с названием компании. Контрольный пакет акций принадлежал государственному Росавиаконсорциуму. В 1997 году компания поглотила региональную Орел-авиа. Воспользовавшись наследством из большого числа вместительных Илов, компания стала одним из лидеров чартерных рейсов 90-х годов на пляжные и горнолыжные курорты Австрии, Греции, Египта, Испании, Италии, ОАЭ, Тайланда и Турции, а также по регулярным внутренним маршрутам.
В период кризиса 1998-1999 годов у компании с менеджментом, оставшимся с советских времен, возникли финансовые сложности, сотрудникам перестали выплачивать зарплату.
В 1999 году велись переговоры с «Сибирью» о присоединении к ней хромающих «Внуковских авиалиний», но стороны не сошлись с кандидатурой директора объединенного авиапредприятия, и слияние приостановились. К 2001 году было принято решение обанкротить компанию, передав Сибири годные к полетам самолеты.
ВИМ-Авиа (2002-2017)
Компания, базировавшаяся в столичном Домодедово, специализировалась на чартерных перевозках туристов на популярные курорты Египта, Турции, Испании и т.д. и имела дурную славу из-за частых и длительных задержек рейсов по 10 часов и больше. В ее арсенале были Боинги-757, которые потом дополнили B-777, в лучшие годы флот компании был больше 30 лайнеров.
Первые 3 буквы представляли собой аббревиатуру ФИО основателя компании, заслуженного летчика Виктора Ивановича Меркулова.
В 2010-х авиакомпания активно развивала полеты внутри России, нарастив долю регулярных рейсов до 80%. После кризиса 2014 года ситуация в компании стала ухудшаться, задержки рейсов все увеличивались, а осенью 2017 приостановила деятельность из-за долгов за авиатопливо.
КрасЭйр (1991-2009)
Компанию,которая вначале называлась Красноярские авиалинии, создали на базе Красноярский авиаотряда с базовым аэропортом в Красноярске. Ее контрольный пакет принадлежал государству, а около 40% со временем консолидировал ген.директор Борис Абрамович и фактически единолично принимал бизнес-решения. В 1998 году название поменяли на более модное «КрасЭйр». Флот компании в основном состоял из Ту-154, Ил-86, а также у компании были несколько Боингов. Компания также контролировала красноярский аэропорт Емельяново и долгое время не пускала туда конкурентов, оставаясь монополистом в крае.
В 2004 году был создан альянс российских авиакомпаний под общим брендом AiRUnion со своей ливреей, в который входили «КрасЭйр», «Домодедовские авиалинии» и региональные компании «Самара», «Омскавиа» и «Сибавиатранс», при этом юридически оставаясь самостоятельными. Во всех этих компаниях Абрамович имел долю. Планировалось создать одну крупную авиакомпанию, но этого не произошло. Суммарно в распоряжении альянса было более 100 воздушных судов, а рейсы осуществлялись по 130 направлениям, в т.ч. международным. В 2007 году альянс занял 3 место в России по перевезенным пассажирам.
В кризисном 2008 году альянс столкнулся с финансовыми сложностями и долгами, из которых не смог выкарабкаться и обанкротился.
Хроника банкротств 11 авиакомпании в России после распада СССР
- AiRUnion (альянс российских авиакомпаний, включающий «Красэйр», «Домодедовские авиалинии»). Иск о банкротстве подан в ноябре 2008 года.
- «КД Авиа». Признана банкротом в ноябре 2010 года.
- «Авианова». Лоукостер прекратил деятельность в октябре 2011 года.
- АК «Кубань». Остановила операционную деятельность в декабре 2012 года.
- «Былина». Приостановила деятельность с сентября 2014 года.
- «Татарстан». Признана банкротом в октябре 2014 года.
- «Московия». Была признана банкротом в октябре 2015 года.
- «Ак Барс Аэро». Прекратила полеты в январе 2015 года.
- «Трансаэро». Потеряла сертификат эксплуатанта в октябре 2015 года.
- «Когалымавиа». Признана банкротом в марте 2016 года.
- «ВИМ-Авиа». Завершила полеты в октябре 2017 года.