Прощание с Валерием Гаркалиным состоялось в Учебном театре ГИТИСа, где он учился, преподавал почти двадцать лет, был профессором эстрадного искусства и подготовил десятки студентов. Его последний звонок был в разгар пандемии, когда вступительные экзамены проводились за стеклом. Студенты второго курса сидели в аудитории и за кулисами, как озабоченные девчонки. Рыдания и смех звучали на протяжении всей двухчасовой панихиды.
Валерий Гаркалин умер 20 ноября от последствий ковида. И он умирал раньше — а потом рассказывал друзьям и коллегам о своих тяжелых сердечных приступах. И теперь все надеялись на чудо, но его не произошло.
На черно-белой фотографии Гаркалин улыбается — и создавалось впечатление, что портрет установлен на цветочной клумбе. Его похоронили в красивых цветах, и в воздухе витала какая-то безмятежная грусть. Все пришедшие плакали и смеялись, реагируя на слова своих близких, тех, с кем Уолери дружил и работал. Вспомнить такое прощание было невозможно. И все это время люди говорили о его учениках, о талантливых детях, которых он воспитал.
В какой-то момент сцена начала хаотично двигаться. Люди приходили и уходили, одни по часовой стрелке, другие против часовой стрелки, неся букеты к ногам любимого артиста.
Вел церемонию прощания ректор ГИТИСа Григорий Заславский, который говорил о том, какое невероятное удовольствие получал Валерий Гаркалин, если хоть что-то получалось у его учеников. Это редкий дар — уметь радоваться успехам других. Сцена, на которой происходило прощание, является учебной сценой, где начинающие актеры осваивают свою профессию и добиваются первых успехов.
Фото
Гаркалин был особенным актером. Один из его однокурсников, по словам Игоря Угольникова, даже отказался с ним работать, сказав, что не может репетировать с животным, то есть с его сумасшедшей органикой. Его однокурсница по ГИТИСу Клара Новикова говорила о его фантастическом темпераменте: «Каким сумасшедшим студентом он был! На курсе не было ни одной девушки, которая не хотела бы играть с ним. Я играл болонку, а он — страстную собаку. Я и сегодня слышу его смех в своих ушах. Он был зачинщиком на курсе, его смех был похож на звон колокольчика. Валерка, ты со мной. Я никогда не забуду тебя. У вас там хорошая компания, но и здесь она тоже есть».
Собравшиеся бесконечно говорили о замечательной компании «там», упоминали покойных товарищей — Романа Козака, Андрея Панина и многих других, с кем дружили, а также Валерия Гаркалина. Там есть с кем репетировать. Но было бы лучше, если бы он был здесь. Все время он вспоминал Чармса и связанную с ним фразу «пусть будет здесь», которая, казалось, сопровождала актера в последние годы его жизни.
Многие из тех, кто пришел попрощаться, дружили с Гаркалиным семьями. Его жена Катя умерла в 2009 году от рака. Ранее они вместе работали в Театре кукол под руководством Сергея Образцова. Игорь Золотовицкий сказал, что со смертью Кати что-то закончилось. Жизнь была сломана.
Он вспомнил, как Валерий Гаркалин спас студию «Человек», выйдя на сцену в спектакле «Стриптиз». С Гаркалиным они играли как братья и сестры. «Конечно, мы похожи». — сказал Золотовицкий, что вызвало смех в аудитории. — Он забирал у меня девушку. Немного найдется актеров с такой специфической интонацией, какая была у Евстигнева и Леонова. У Валеры он был. Он мог пародировать.
Хотя Стас Намин утверждал, что у него с Гаркалиным не было профессиональных отношений, сам он это отрицал: «Почти все наши художники — из класса Уолера. Мой театр держится на своих студентах. И впервые встретил будущую жену Гаркалина — Катю (педагога театра кукол Образцова). «Моя жена Аня дружила с Катей. В 1970-х годах у нее был любовник, который оказался моим поклонником. Чем он занимался, я не знал, кажется, куклами (Гаркалин окончил первую Гнесинку по специальности актер театра кукол). Постепенно знакомство переросло в дружбу. А дочь Стаса Намина Маша, ныне мать троих детей, в детстве была влюблена в Гаркалина. Своим родителям она сказала: «Я собираюсь выйти за него замуж».
Вера Алентова пришла попрощаться со своей дочерью Юлией Меньшовой и зятем Игорем Гординым. Она вышла на сцену в белом пушистом шарфе на голове. Сама она тяжело больна коронавирусом и недавно провожала в последний путь своего мужа Владимира Меньшова. С Валерием Гаркалиным она познакомилась во время съемок фильма «Ширли-Мырли». Она сказала очень важные слова и с такой проникновенной интонацией, что у многих на глазах выступили слезы. Мне было приятно слышать смех в зале. Это редкость на похоронах.
«Валера был близок к нашей семье, хотя мы редко встречались, — говорит Вера Алентова. — В нашей среде бытует мнение, что если все о тебе хорошо отзываются, то ты ни на что не годен. Но есть и исключения. Вы были исключением. Очень добрый и остроумный человек — и жил хорошо.
У него была жена Катенька — не у каждого такая Катенька есть. Не всем так повезло. Это дикая боль. Даже когда смерть ожидаема, мы не можем сказать человеку, который жив, что он особенный. А Валера был особенным. Может быть, именно поэтому никто не может сказать о нем плохого слова. Это редкое, недостижимое качество. Он всегда был так рад видеть вас, как будто только вас и ждал. Спасибо, что вы есть в нашей жизни. Такую доброту невозможно забыть».
Актриса Ленкома Елена Шанина, которую так редко можно увидеть на публике, только сейчас в полной мере осознала, что Валерий был целым миром в ее жизни. «Он заставил меня смеяться, что нелегко, потому что я зануда. Мы жили в одном районе.
Теперь, когда я уезжаю, я думаю, что встретил бы тебя с твоей собакой или в нашем магазине, где мы иногда ездили в одной тележке, и тогда ходили слухи, что у нас роман. И мы были горды тем, что кто-то считает, что у нас все еще может быть роман».
Елена Шанина, да и не только она, вспомнила его Гамлета, которого он играл в спектакле Дмитрия Крымова. Возможно, эта роль не была оценена в полной мере, поскольку в зале не всегда есть люди, с которыми можно вести диалог. На мой взгляд, это был блестящий Гамлет», — сказала Шанина. — Я не слышал такого монолога, как у него. Я признаюсь тебе в любви. Мне жаль, что у меня не было достаточно времени, чтобы сделать для вас больше».
Ольга Прокофьева и Семен Стругачев, специально приехавшие из Санкт-Петербурга, подошли к микрофону дуэтом. Сама Ольга пережила тяжелое наложничество, лежала в больнице, а Гаркалин был в Коммунарке одновременно с ней. Они постоянно переписывались друг с другом. Она была поражена его оптимизмом. «Это особый подход к жизни. Мы сами его сочиняем. Вы были «там», но вы вернулись. Теперь я буду смотреть на жизнь твоими глазами, как бы ты поступил в той или иной ситуации».
Семен Стругачев выступал на сцене с Гаркалиным в течение десяти лет. Те, кто не работал с ним, не могут этого понять». Мне посчастливилось стоять с ним на сцене. Всегда после монолога он подходил ко мне и тихо говорил: «Гений». Каждый раз это был праздник».
Студенты разных лет рассказывали о фантастической мягкости своего мастера — но в то же время Валерий Гаркалин был строг. Если ему не нравилась учеба, он мог сказать свое характерное слово «старик», да еще с такой интонацией, что мало не покажется. Его фразы распространялись в виде мемов.
Студенты второго курса ГИТИСа, которых Валерий Гаркалин набрал на бакалавриате, сдавая экзамены через зазеркалье, вышли на сцену в финале панихиды и вместе со студентами четвертого курса исполнили поэму Арсения Тарковского «Белый день», наложенную на грузинскую народную песню и звучащую как хорал. Я чувствовал себя так, как будто мы все находимся под сводами храма…..