Categories: Политика

Афганский студент-отличник в красках описал побег в Петербург

«Пойду работать дворником, если возьмут»

Сайед Санаулла – уроженец Афганистана, выпускник высшего военного училища в Тюмени. До прихода к власти талибов («Талибан» признан террористической организацией, запрещенной в РФ), у него была престижная работа в государственном ведомстве. В один миг парень лишился всего – заработка, дома, свободы. Сайеду удалось добраться до Санкт-Петербурга — он рассказал, с какими мытарствами добирался до России и почему вынужден устроиться дворником.

Минувшей осенью Сайед от имени афганских студентов обратился в МИД России с просьбой об эвакуации. Всех студентов, о которых просил молодой человек, вывезли. А вот сам Сайед на спасительный рейс не попал. Ему пришлось самостоятельно выбираться из страны.

Сейчас Сайед в Санкт-Петербурге. Он дистанционно сдал экзамены и поступил в политехнический университет Петра Великого.

Санаулла – выпускник высшего военного училища в Тюмени. Вуз закончил с отличием, получил профессию инженера-строителя. После окончания вуза ему предоставили престижную работу в Афганистане в силовом ведомстве. После прихода к власти талибов, ему стало опасно оставаться на родине. Сайед решил уехать. Дистанционно сдал экзамены в Санкт-Петербургский политехнический университет. Поступил в магистратуру. Получил учебную визу в РФ.

Но вот с переездом из Афганистана возникли проблемы.

— История моего возвращения из Афганистана в Россию — длинная и грустная, – начал Сайед. — Учебную визу я получил 15 ноября. Вместе с другими студентами ждал вывозного рейса из России, чтобы улететь из страны. Время шло, самолет не прилетал.

Некоторые ребята не выдержали, отправились в России своих ходом, через Иран. У них имелись деньги на транзитную визу и авиабилеты. У меня не было средств, чтобы приобрести билет. Я ждал вывозной рейс из России в Кабуле. Даже домой к родителям не поехал попрощаться. Они живут на севере Афганистана, там часто перекрывают трассу из-за схода лавин. Боялся, если застряну там, то пропущу эвакуацию.

В середине декабря Россия эвакуировала из Афганистана часть студентов. Сайед на рейс не попал.

— Меня не оказалось в списках пассажиров, — продолжает собеседник. — Но меня успокоили, что чуть позже планируется еще один рейс. И я снова ждал. Вскоре посольство России в Кабуле опубликовали второй список пассажиров. И снова я в пролете. Хотя в списки внесли даже тех студентов, которые к тому времени уже самостоятельно покинули Афганистан.  

— Почему так вышло?

— Мой вуз внес меня в список, чтобы мне разрешили пересекать границу РФ.Не знаю, по каким причинам меня не забрали. Может, просто забыли? Конкретного ответа я так и не получил. Я решил выбираться сам. Понимал, действовать надо как можно скорее. Но загвоздка в том, что денег на авиабилет у меня не было.

— Сколько нужно было денег?

— Я решил уезжать наземным путем через Иран, так дешевле. Нужно было оформить транзитную визу Ирана, заплатить за переезд туда и купить билет на самолет до Москвы. На всё про всё выходило 700-800 долларов.

В Афганистане денег одолжить было не у кого. Знакомый из Москвы, когда узнал о моем положении, перевел мне нужную сумму. Дальше началась мучительная эпопея с получением визы Ирана. Я раза три обращался в посольство Ирана в Кабуле. Мне отказывали выдавать визу. Поясняли, что они оформляют документы только тем, кто летит на самолете. Перелет я не мог себе позволить.

Тогда я отправился в Джелалабад, где находилось консульство Ирана. Оттуда меня тоже послали. Сказали, что что жителям моей провинции нужно получать визу в другом городе.

Я поехал в противоположный конец страны. 15 часов добирался на автобусе. Там получил визу. Вернулся в Кабул. Через несколько дней отправился в провинцию Герат, которая находится на границе с Ираном. На автобусе проехал почти весь Афганистан, пересек 13 провинций. Оттуда еще до границы ехал около трех часов на машине. Потом шел полчаса пешком с багажом, чтобы пересечь границу.

— Талибы спокойно выпустили?

— Талибы почти ни о чем меня не спрашивали. Только проверили багаж и поинтересовались, если ли у меня с собой доллары. Дело в том, что они не разрешают провозить с собой доллары тем, кто выезжает за границу. Я признался, что у меня с собой 400 долларов. Они велели поменять их на иранскую валюту. Курс там низкий, на обмене я потерял 50 долларов – для меня это существенная сумма. А в Иране приобрести доллары могут только граждане страны. Хорошо, один человек согласился поменять мне. Дальше я доехал Мешхеда, оттуда до Тегерана.

В Иране Сайед прожил больше недели. Сдавал тесты на коронавирус, бронировал билеты в Москву.

— В Иране я выдохнул, почувствовал себя в безопасности, — продолжает молодой человек. — Люди там живут нормально. Хотя тоже жалуются на маленькие доходы и большие налоги. Я им говорил, нашли на что жаловаться, главное, что вы живете спокойно. Тогда как в Афганистане на улицах сидят толпы голодающих с протянутой рукой.

— Из Ирана вы без проблем долетели до Россию?

— Не сказал бы. Сначала я забронировал билет катарской авиакомпании до Москвы. За 7 часов до вылета, мне позвонили из авиакомпании и сообщили, что разрешения на вылет мне не дадут, из аэропорта Москвы не выпустят, потому что моих данных нет на сайте Госуслуг. Я отменил рейс.

Связался с университетом – они должны были решить эти проблемы. Выяснилось, что 20 декабря вышел приказ ректора: в связи с распространением нового штамма коронавируса «Омикрон», запрещено вносить в список приезжающих иностранных студентов. Я был в шоке. Куда мне теперь? Обратно в Афганистан – ни за что. Оставаться в Иране – тоже не вариант.

Стал писать почти всем сотрудникам вуза, в том числе ректору и руководителю, который занимается иностранными студентами. Дня три решал проблему. Умолял помочь мне. Меня услышали. Я успел перебронировать билет и через Катар прилетел в Москву. Но, пока я не преодолел пограничный контроль в Москве, все равно нервничал. Боялся, вдруг меня депортируют обратно. Тяжело далась поездка.

— Как вам Москва?

— В столице я задержался на два дня. Но толком не успел ничего посмотреть. С бронированием жилья мне помог русский друг, с которым мы знакомы года три. Я, в свою очередь, помог одному студенту из Афганистана, который поступил в университет в Благовещенске. Разобрался с покупкой его авиабилета, потом проводил его до Домодедово. На следующий день я наконец купил себе билет на поезд Санкт-Петербурга и уехал. По карте добрался до общежития университета. Сижу на самоизоляции. Меня поселили одного в комнате. Тут тепло и хорошо. Теперь самое страшное позади.

«Есть планирую один раз в день, я привыкший»

— Сколько у вас с собой денег?

— Осталось 350 долларов. Я много пропустил, поэтому хочу взять академотпуск. Начать учиться планирую с сентября. Хотя преподаватели предложили мне сдать сейчас сессию, простят мои пропуски. Но я не хочу из жалости получать отметки. Мне нужно нормальное образование. Когда мне оформят документы и зарегистрируют в общежитии, начну искать работу. Не важно, кем. Дворником или убирать помещения, если возьмут. Главное, хоть немножко для себя заработать. Может, и родителям удастся помочь.

— Вы же хороший специалист, знаете языки, какой дворник?

— Мне сейчас без разницы. Придется как-то выживать. Хотя прежний вуз я закончил с красным диплом. После Нового года постараюсь подать документы на получение ВНЖ. Вроде есть указ президента РФ, что иностранным студентам, которые имеют диплом с отличием, дают ВНЖ. Если за 3-4 месяца получу статус, тогда смогу найти нормальную работу.

— Может, вам найти работу при посольстве?

— Какое посольство? Мои знакомые говорят, там нет работы. Все сидят по домам.

— Вы в курсе, сколько зарабатывают дворники?

— Еще не изучал этот вопрос. Пока скачал специальное приложение с вакансиями. Выбор огромный. Главное, чтобы меня приняли. А то мой друг, который недавно приехал на учебу в Екатеринбург, три недели не может устроиться. Даже на самую простую работу его не берут. Приходит на собеседование, а ему отказывают только потому, что он иностранец и тем более из Афганистана. Говорят, им нужны только русские.

— Денег-то вам хватит на первое время?

— Думаю, месяца полтора протяну. Буду экономить. Есть планирую два, а то и один раз в день. Я привыкший. В Афганистане тоже мало ел. Да это неважно. Не думаю об этом. Главное, что я сюда добрался. И хуже, чем было уже не будет.

— На кого вы учитесь?

— По первому диплому я инженер-строитель. Сейчас выбрал направление градостроительства. Только не знаю, что теперь в Афганистане можно проектировать.

— Хотели бы вернуться на родину?

— Конечно, хотел бы, если там все нормализуется.

— У вас есть знакомые в Питере?

— Всего несколько человек, с которыми мы познакомились, когда оформляли визы. Они на эвакуационных рейсах прилетели. Сейчас тоже сидят на самоизоляции.

— Теплые вещи вы с собой взяли?

— Немного. Мама хотела дать больше вещей, но я сказал, что еду на машинах по всему Афганистану, Ирану, таскать с собой неудобно. Взял маленький чемоданчик, куда вместилось немножко вещей, документы и три книги.

«Новый год не отмечаем»

— Ваши родители остались в Афганистане. На что они живут?

— Они живут в селе. У них сохранились небольшие запасы картошки и лука. В последнее время наша семья отказались от использования газа, он подорожал в пять раз. Не по карману нам. Топят печку дровами. У нас там деревья растут, их можно рубить. Скот продали, ценные вещи тоже. Папа работает учителем в школе. Ему недавно выдали зарплату за два месяца. Мало, конечно. Всего 6 тысяч афгани (4200 российских рублей). На эти деньги можно купить риса и масла на месяц.

— В Афганистане люди в основном покупают сейчас муку, масло и рис?

— Основные продукты – рис, масло, мука. Из муки сами делают хлеб.

— О мясе речи не идет?

— Ну какое мясо? О нем уже давно забыли. Многие не в состоянии купить те же муку, масло и рис. Большинство ограничивается мукой и сахаром. Из муки делают хлеб, сахар кладут в чай. Вот и вся еда. Гуманитарная помощь до людей особо не доходит. Во всяком случае в северных провинциях, где живут мои родители, много бедных – никто из них не получил помощи. Я переживаю за родителей. А вы спрашиваете, как я здесь проживу. Да отлично, по сравнению с ними.

— Скоро Новый год. В Афганистане люди его отмечают?

— У нас свой Новый год по солнечному календарю, называется «Навруз». Сейчас идет одиннадцатый месяц 1400 года. 20-21 марта наступит новый, 1401 год. В Афганистане люди вообще не понимают, кто такой Дед Мороз и как отмечают Новый год во всем мире. Да и вообще, сейчас в стране такая ситуация, что народу не до праздников. Если вы голодны, вам нечего надеть, всё это не имеет значения.

Андрей Димираки

Андрей Димираки, эксперт и автор статей zensovet.ru. Пишет более 15 лет.

Recent Posts

Госдума изменила систему пенсий для россиян: что ожидает пенсионеров с 2024 года, последние новости

Госдума приняла в первом чтении законопроект, который позволит россиянам заключить договор долгосрочных сбережений сроком на…

11 месяцев ago

Одесса, Харьков 25 мая, последние новости на сегодня из Одесской, Харьковской областей 25.05.2023

Свежие новости из Одессы и Харькова на сегодня, 25 мая 2023 года: обзор последних событий,…

11 месяцев ago

Кто станет преемником Путина? В СМИ и соцсетях обсуждают, кто будет новым президентом России после В.В.Путина

После конституционной реформы в 2020 году действующий президент России получил возможность баллотироваться еще на два…

11 месяцев ago

Белгород сегодня 25.05.2023, последние новости: обстановка в Белгородской области, новые обстрелы и атаки ВСУ 25 мая 2023 года

Белгородская область продолжает подвергаться обстрелам и атакам со стороны ВСУ. Недавно в регионе был введен…

11 месяцев ago

Авдеевка, Марьинка сегодня, последние новости на 25 мая: обзор боевых действий, обстановка на фронтах 25.05.2023

Марьинка и Авдеевка сегодня 25 мая 2023 года: что происходит, где идут бои, обзор последних…

11 месяцев ago

Мобилизация в России 2023: что известно на сегодня, 25 мая 2023 года. Верховный суд РФ заявил о продолжении мобилизации

Возобновление мобилизации на СВО в России с 1 июня 2023 года: что известно на сегодня?…

11 месяцев ago