Categories: Культура

Мария Максакова сделала генетический тест и оказалась родственницей Черчилля

«С каждой новой песней я все меньше напоминаю оперную певицу»

Мария Максакова на излете года навалилась нахрапом не только на президента Путина с гневной жалобой на бывшего бойфренда Тюрина и несовершенство Уголовного кодекса, из-за чего, как считает певица, ее безопасность не гарантирована во время наездов в Россию («МК» подробно освещал эту душераздирающую переписку), но и на уши всей музыкальной общественности по обе стороны неспокойной украино-российской границы — уже не с жалобой, а звонкой распевной трелью. Крупным горохом наметала на прилавок музыкальных новинок аж три(!) подряд альбома и два сингла на трех языках (русском, украинском и английском), порушив все каноны и условности жанра и рынка. Маша-затейница…

К счастью, обошлось без оперных арий, а то бы «ЗД» с ее поп-музыкой было нечего обозревать. Мощным релизным высказыванием г-жа Максакова отчиталась практически за 4 последних года глубокого переосмысления своей музыкально-творческой натуры. В свое время с песней «Королева» прежде сугубо оперная дива смело и решительно ступила на новую для себя стезю эстрадного песнопения. Заявила в интервью «МК», что наконец начала думать собственной головой и меньше слушать «разных советов», из-за которых «столько всего упустила». И начала наверстывать упущенное. Шутили тогда: влажно задышала в спину друга Баскова, который намного раньше прочухал преимущество феерии эстрадного успеха перед изматывающей оперной долей.

Творческий излом пришелся на излом судьбы — размеренная, привычная и устоявшаяся жизнь пошла вдруг прахом. Вынужденный отъезд с мужем Денисом Вороненковым в Киев на излете 2016 г. не только враги и агитаторы злорадно трактовали как «бегство». В марте 2017 г. Мария овдовела, мужа убили, на руках остался младенец Ваня. Медийное злорадство на сердобольной Руси превзошло вершины Олимпа, вслед за реквиемом по депутатской карьере певицы (5 лет ярко и своенравно заседавшей в Госдуме) многие радостно кликушествовали и о точке в карьере творческой.

Но мадам Мария всех обманула. Продолжала не только совершенствовать свое оперное начало, получив ангажемент в Харьковской опере с премьерой «Травиаты» и многолетний контракт с ведущими американскими импресарио, но и продолжила поп-эстрадные песенные эксперименты, которые с каждой новой песней вызывали оживленный резонанс. К трекам на русском добавились англоязычные, а потом и заколосилась распевной музыкальной нивой украинская мова.

Из трех новоиспеченных за пару месяцев релизов именно альбом Masha in Ukraine («Маша в Украине»), целиком записанный на мове, можно считать на сегодняшний день вершиной максаковского путешествия в песенный жанр. Что парадоксально, поскольку в альбоме нет оригинальных песен, он составлен из ремейков украинских эстрадных и народных шлягеров, включая знаменитые «Щедрик», «Калина», «Ой у гаю при Дунаю» и др. Однако именно к этой работе, пожалуй, в полной мере применим английский термин piece of art (предмет искусства) — по щедрости не только самого материала, но и сочных аранжировок, ярко и вместе с тем деликатно отражающих современное музыкальное восприятие «исторических» произведений. Отдельный комплимент — колоритнейшим вокальным краскам, которыми г-жа Максакова с необузданной и одновременно изящной фантазией сумела раскрасить, казалось бы, уже петые-перепетые каноны, не повторяя пройденное, а придав затее весьма свежий лоск. Даже хрестоматийный бодрый запев «хей, чигиригидай» (в народной песне «Ой, я знаю, що грiх маю»), которым, сцементировав свои Wild Dances («Дикие танцы»), Руслана когда-то уколбасила «Евровидение-2004», зазвучал у Маши самостийным откровением. Можно констатировать, что признанная даже лютыми ненавистниками животворность украинского музыкального чернозема, видимо, способствовала богатому урожаю и на максаковской творческой ниве.

Не сказать, чтобы зерна русских и английских песен хуже прижились на этой пашне, но и англоязычный альбом Smiling («Улыбаясь»), и «Моя Религiя», составленный из оригинальных Машиных песен на русском и украинском языках, слушаются уже не с таким замиранием сердца, как почвенная песенная классика. Хотя именно на этих альбомах собраны не только новые, но и уже известные песни, которые если и не стали мегахитами, то достаточно убедительно возвестили граду и миру о рождении самобытной эстрадной певицы с оперным бэкграундом, способной вытворять кроссжанровые чудеса и сыпать шлягерами: «Пандемия Любви», «Ария Марии», «Ты Моя Религия», Stay In Love, Social Distance, Keep Pretending, Shapito…

«Со своей стороны я сделала то, в чем я уверена, что меня заводит и очень нравится. Я сделала так, как я вижу, слышу и хочу. Если это понравилось не только мне, значит, мы будем дружить», — под «мы» г-жа Максакова имеет в виду саму себя и публику. Но если применительно к публике еще только предстоит выяснить, насколько сей музпродукт окажется востребованным, то издателей он явно вдохновил, что важный показатель. Именно они, услышав весь материал, который артистка сочиняла, собирала и копила все эти годы, впали в экзальтацию и твердо решили сразу шарахнуть всей обоймой опусов по музыкальным сусекам, не растягивая удовольствие выпуска альбомов на долгие месяцы, а то и годы, как это в принципе принято в этом деле.

Возможно, старательное выпевание артисткой гласных в английских текстах на альбоме Smiling вызовет у кого-то ироничную улыбку, а кто-то, возможно, наоборот, именно в этих песнях обнаружит не только мощную вокальную академическую школу, а и потенциал куртуазной поп-дивы, созидающей свой необычный музыкальный мир в диапазоне от поп-данса до рок-авангарда и мюзикла.

— У меня же генетика, — поясняет Маша, рассказывая про генетический тест, который сделала в специализированной лаборатории в Калифорнии. — Оказалось, что 10% моей крови из Великобритании. Мою бабушку (полную тезку Марию Петровну, оперную певицу СССР середины прошлого века и любимицу Сталина. — Прим. «ЗД») подозревали во многих связях с разными людьми, но в сторону Черчилля копнуть не догадались. А тут (после теста) мне пришли фамилии моих возможных родственников в каком-то адском колене, и среди них больше всего было, представь, Черчиллей! Когда я это увидела, то с удвоенной силой взялась за стихосложение на английском языке. И, в принципе, мне кажется, что тексты у меня получаются. В свое время я очень глубоко и основательно изучала язык, знаю его прекрасно. Конечно, это еще не дает основания полагать, что на нем я буду хорошо излагать свои рифмованные мысли. Тем не менее даже дистрибьюторы пришли к выводу, что на английском мне удается лучше всего, и английский как-то лучше ложится на современные ритмы…

С русским у Маши тем временем более сложные отношения. По ее словам, она стремится скорее к миссионерскому просветительству, чем к банальной популярности. Говорит о «безумном количестве непонятных авторов», у которых она бы и рада покупать песни, если бы ее устраивало то, что пишут.

— Если ты меня спросишь, зачем я это делаю (сама сочиняю), то для того, чтобы понять, может ли наша публика воспринимать чуть более сложно гармонически организованную музыку. У нас в основе песни — так называемые плагальные обороты, тоника — субдоминанта, доминанта и тоника, «а у нас во дворе повезли покойника»… Эту музыку можно расцвечивать разнообразными сэмплами, делать фактуру, подбирать тембры и т.д., но в основе все равно в лучшем случае — пресловутая золотая секвенция. А я хотела донести, что у этих альбомов цель одна — эксперимент, который заключается не только в проверке самой себя. Мне интересно: можно ли преодолеть упрощение, к которому так стремится русскоязычная эстрада и которым, кстати говоря, совершенно не страдает англоязычная. Будут ли востребованы народом, нашей публикой песни более сложного музыкального построения? Если я пойму, что это имеет успех, то буду продолжать в данном направлении. Если пойму, что нет, то умою руки. От оперы я никуда не ухожу…

Тем временем педагог Билл Шуман, у которого поют лучшие ученики «Метрополитен Опера», с которым занимались Селин Дион и Майкл Джексон, специально учил Марию, как можно сочетать техники, не теряя ни того, ни другого, и хвалил артистку за то, что «уловила методу голоса на эстрадный манер». «С каждой следующей песней я все меньше напоминаю оперную певицу, — хвалится г-жа Максакова. — Это возможность посмотреть на то, во что может превратиться моя жизнь, если в ней не будет оперы».

Однако пока дело не дошло до страшных катаклизмов, а Мария Максакова еще «не умыла руки», финальным крещендо ее альбомного цунами в канун Нового года станет едкая сатирическая зарисовка на злобу дня в жанре голимого шансона «Полстопочки водки». Опера оперой, а времена нынче непростые — это Лепс когда-то мог позволить себе целую «Рюмку водки». А теперь: «И послушавши вечером сводки/ Без эмоции и без стыда/ Кто-то выпьет полстопочки водки/ И решит, что так было всегда»… Натура размашистых мазков, в общем…

Андрей Димираки

Андрей Димираки, эксперт и автор статей zensovet.ru. Пишет более 15 лет.

Recent Posts

Госдума изменила систему пенсий для россиян: что ожидает пенсионеров с 2024 года, последние новости

Госдума приняла в первом чтении законопроект, который позволит россиянам заключить договор долгосрочных сбережений сроком на…

12 месяцев ago

Одесса, Харьков 25 мая, последние новости на сегодня из Одесской, Харьковской областей 25.05.2023

Свежие новости из Одессы и Харькова на сегодня, 25 мая 2023 года: обзор последних событий,…

12 месяцев ago

Кто станет преемником Путина? В СМИ и соцсетях обсуждают, кто будет новым президентом России после В.В.Путина

После конституционной реформы в 2020 году действующий президент России получил возможность баллотироваться еще на два…

12 месяцев ago

Белгород сегодня 25.05.2023, последние новости: обстановка в Белгородской области, новые обстрелы и атаки ВСУ 25 мая 2023 года

Белгородская область продолжает подвергаться обстрелам и атакам со стороны ВСУ. Недавно в регионе был введен…

12 месяцев ago

Авдеевка, Марьинка сегодня, последние новости на 25 мая: обзор боевых действий, обстановка на фронтах 25.05.2023

Марьинка и Авдеевка сегодня 25 мая 2023 года: что происходит, где идут бои, обзор последних…

12 месяцев ago

Мобилизация в России 2023: что известно на сегодня, 25 мая 2023 года. Верховный суд РФ заявил о продолжении мобилизации

Возобновление мобилизации на СВО в России с 1 июня 2023 года: что известно на сегодня?…

12 месяцев ago