Categories: Культура

После визита Путина уволилась куратор культурного пространства «ГЭС-2»

После ряда скандалов Тереза Мавика отбыла в Венецию

Не жизнь, а сплошная Санта-Барбара. Это крылатое выражение, появившееся в 1990-х благодаря популярной мыльной опере, как нельзя лучше подходит к череде событий вокруг нового культурного пространства «ГЭС-2». Мистическое совпадение (или нет?), но концепция первой выставки там посвящена тому самому сериалу. Летом разыгралась первая серия «русского ремейка» — скандал вокруг скульптуры Урса Фишера на Болотной набережной, после которого открытие дома культуры отложили на несколько месяцев. А теперь, спустя три недели после визита президента и шумной премьеры, новый неожиданный поворот — отправляется в отставку Тереза Мавика, во многом благодаря которой новая арт-точка и появилась на карте Москвы. Почему так резко сменили руководство на самом амбициозном проекте года? Что за Санта-Барбара творится на наших глазах?

Открытие «ГЭС-2» многие окрестили главным культурным событием года. В начале декабря вся столичная арт-тусовка ела устрицы, щеголяла в экстравагантных костюмах и селфилась на долгожданной премьере Дома культуры. Тереза Мавика была первой леди вечера, изысканной и утонченной, как королева английская. Всего за несколько дней до того пространство осмотрел президент страны Владимир Путин, что редкий случай в культурной жизни, особенно в нынешние чумные времена. Казалось бы, победа: после шести лет изматывающей реконструкции, в результате чего электростанция, к строительству которой в начале ХХ века приложил руку сам Шухов, восстала из руин и превратилась в российскую версию Tate Modern. Лондонский музей ведь тоже стоит на берегу реки и тоже занимает помещение бывшей электростанции. «Реабилитировал» памятник не кто-нибудь, а модный итальянский архитектор с тонким пониманием контекста Ренцо Пиано, который реставрировал и парижский Центр Помпиду. И ведь оправдал: здание со стеклянной крышей и синими трубами получилось стильным и современным. Соответствующим мировым трендам, а сегодня индустриальная архитектура — самая модная. Казалось бы, Тереза Мавика неплохо потрудилась: это она выбрала место, архитектора, собрала команду. Почему же накануне Нового года итальянка уходит с капитанского мостика большого корабля?

О причинах спорят. Одни говорят — Мавика сама устала, все к этому шло. Другие связывают скоропостижный уход Терезы с реакцией Владимира Путина после осмотра места. Президент ведь побывал в Доме культуре раньше всех, но о его визите написали лишь пару строк, мол, был, на рояле играл (точнее, на одной его клавише). Говорят, ему не понравилось. Не слишком ли западным получился проект? Судачат, что и скандал со скульптурой швейцарца «Большая глина №4» сделал свое дело. Кстати, выбор Урса Фишера в качестве визитной карточки премьеры — тоже решение в угоду мировому тренду. До прибытия в столицу «Большая глина №4» уже успела погостить среди стеклянно-бетонных городских джунглей на Парк-Авеню в Нью-Йорке и на центральной площади Флоренции — напротив фасада Палаццо Веккьо, по соседству с «Давидом». Кто бы знал, что в глиняной массе с отпечатком рук художника, посвященной самому акту создания, Максим Галкин углядит, простите, кучу говна. Так или иначе, с легкой руки юмориста «Глина» быстро получила всенародную, но сомнительную славу. В итоге крайней сделали Мавику — по совокупности всего?

А ведь это была не первая неурядица в этом году для итальянки. Летом, перед скандалом с «Глиной», ее сняли с должности комиссара русского павильона Венецианской биеннале. Комиссарство Мавики выдалось на чумные годы, никто толком так и не увидел, какую архитектурную мастерскую она там устроила. В условиях мировой изоляции приходилось судить по описанию, но смысл был тот же, что на выставке в «ГЭС-2», искусство должно было твориться в режиме реального времени, в условиях арт-лаборатории. В итоге этим летом Мавику отстранили.

После истории с «Глиной» масла в огонь подлило содержание «ГЭС-2» — проект исландского художника Рагнара Кьяртанссона «Санта-Барбара». В арт-сообществе шептались: «Что значит вся эта ваша «Санта-Барбара» и карнавал? Мы как будто в сказке про голого короля… «ГЭС-2» объясняла — здесь важен сам процесс, это же перформанс в режиме реального времени, нон-стоп три месяца подряд. Подпортили впечатление и разные огрехи на вернисаже: непродуманная навигация (зрители просто не нашли некоторые залы), протечка крыши (публика заметила лужи), незакрывающиеся кабинки уборной. Апофеозом открытия стал концерт «Мумий Тролля», оглушивший публику: говорят, стеклянная крыша ходила ходуном.

Так что же дальше — «карнавала не будет», как поется у Лагутенко? Мало построить модную культурную площадку, ее надо правильно наполнить и вести в большое художественное плавание, а это самое сложное. Что ждет «ГЭС-2»? Что будет с Мавикой? Кто займет ее место? Отвечаем на самые задаваемые вопросы. Уже известно, что Тереза возглавит музей в Венеции, расположенный в палаццо на набережной Дзаттере (дом середины XIX века выходит фасадом на канал Джудекка). Ее место в Москве временно занял Артем Бондаревский, который в течение последних лет был заместителем генерального директора по административным вопросам. Молодой человек, юрист по образованию, фигура в арт-среде неизвестная, — вряд ли он будет управлять Домом культуры. Вполне вероятно, что активнее включится в процесс Виктория Михельсон. Дочь основателя музея на Болотной уже подросла — ей 29 лет. Она получила специальное образование — изучала историю искусств в Нью-Йоркском университете. Вошла в экспертный совета 6-й Московской международной биеннале молодого искусств и попечительский совет New Museum в Нью-Йорке. Успела поработать в команде «ГЭС-2». Но справится ли богатая наследница с такой махиной? Сможет определить курс корабля или привлечет модных кураторов и экспертов, доверит профи? Пока что за художественную часть продолжает отвечать Франческо Манакорда, назначенный в сентябре. Молодой человек, прежде работавший в музее «Тейт» в Ливерпуле, такая же «темная лошадка» для московского арт-сообщества, как и Артем Бондаревский, занявший позицию Мавики. А там как знать — покажет следующая серия. Одно ясно: открытие «ГЭС-2» запомнится как сериал, и нас ждет еще не один неожиданный поворот в русской Санта-Барбаре на Болотной.

Андрей Димираки

Андрей Димираки, эксперт и автор статей zensovet.ru. Пишет более 15 лет.

Recent Posts

Госдума изменила систему пенсий для россиян: что ожидает пенсионеров с 2024 года, последние новости

Госдума приняла в первом чтении законопроект, который позволит россиянам заключить договор долгосрочных сбережений сроком на…

11 месяцев ago

Одесса, Харьков 25 мая, последние новости на сегодня из Одесской, Харьковской областей 25.05.2023

Свежие новости из Одессы и Харькова на сегодня, 25 мая 2023 года: обзор последних событий,…

11 месяцев ago

Кто станет преемником Путина? В СМИ и соцсетях обсуждают, кто будет новым президентом России после В.В.Путина

После конституционной реформы в 2020 году действующий президент России получил возможность баллотироваться еще на два…

11 месяцев ago

Белгород сегодня 25.05.2023, последние новости: обстановка в Белгородской области, новые обстрелы и атаки ВСУ 25 мая 2023 года

Белгородская область продолжает подвергаться обстрелам и атакам со стороны ВСУ. Недавно в регионе был введен…

11 месяцев ago

Авдеевка, Марьинка сегодня, последние новости на 25 мая: обзор боевых действий, обстановка на фронтах 25.05.2023

Марьинка и Авдеевка сегодня 25 мая 2023 года: что происходит, где идут бои, обзор последних…

11 месяцев ago

Мобилизация в России 2023: что известно на сегодня, 25 мая 2023 года. Верховный суд РФ заявил о продолжении мобилизации

Возобновление мобилизации на СВО в России с 1 июня 2023 года: что известно на сегодня?…

11 месяцев ago