Умер модельер Вячеслав Зайцев — причина смерти, биография Вячеслава Зайцева

В возрасте 85 лет скончался модельер Вячеслав Зайцев. Об этом сообщают РИА Новости.

Умер Вячеслав Зайцев — дата смерти

Модельер Вячеслав Зайцев умер вечером в воскресенье, 30 апреля, сообщили источники СМИ.

Умер Вячеслав Зайцев — причина смерти, от чего умер

Вячеславу Зайцеву стало стало плохо вечером 30 апреля. Как передает Пятый канал, модельера доставили с желудочно-кишечным кровотечением в Щелковскую больницу, где он и умер в реанимации. По некоторым данным, кутюрье был без сознания.

В 2016 году у Зайцева была диагностирована болезнь Паркинсона. Неизлечимый недуг стал прогрессировать год назад. Последние месяцы модельер не мог сам ходить и не говорил.

Умер Вячеслав Зайцев — дата прощания, когда похороны

Время и дату похорон пока что не назвали, но нет сомнения, что этому известному человеку найдут достойное место, поэтому похороны пройдут в соответствии с его заслугами.

Чем болел Вячеслав Зайцев — обнародована информация о здоровье Зайцева в последние годы

Напомним, два года назад появились тяжелые кадры с участием модельера Зайцева. Вячеслав Михайлович передвигался в инвалидной коляске. По лестнице в своем особняке он поднимался с помощью крана для людей с ограниченными возможностями. Кадры с модельером в сеть выложили люди, которые представлялись близкими друзьями мэтра.

При этом рядом не было видно родственников и членов семьи Вячеслава Михайловича. У Зайцева есть единственный сын Егор. Однако наследник признается: его отношения с отцом сильно испортились. Мужчина не был в доме отца с 2015 года.

Певец Лев Лещенко своими глазами видел, в каком состоянии находился именитый кутюрье.

«Он был не в очень хорошем состоянии, конечно. Он уже в таком полузабытье находится», — сообщал артист.

Вячеслав Зайцев биография

Вячеслав Зайцев родился в предвоенном 1938-м в Иваново и первые двадцать лет жизни носил фамилию своей матери — Кокурин. Его отцу, Михаилу Яковлевичу, выпала тяжелая судьба: война, плен, потом лагеря по обвинению в измене родине. По воспоминаниям Зайцева, отец назвал его Вячеславом в честь министра иностранных дел СССР Вячеслава Михайловича Молотова, но, став взрослым, модельер сократил свое имя до Славы — ему не нравилась ассоциация со сталинским министром.

Мать растила Вячеслава и его брата Владимира одна, семья жила небогато. Жизнь братьев сложилась по-разному. Владимир уже в молодые годы имел проблемы с законом: оказался в колонии, потом работал на заводе и злоупотреблял алкоголем, от чего рано умер. А Вячеслав серьезно относился к учебе, прекрасно рисовал и после школы продолжил образование — поступил в Ивановский химико-технологический техникум на факультет прикладного искусства.

В техникуме Зайцев получил специальность художника текстильного рисунка: Иваново — город ткачей, профессии популярной и востребованной. Но Вячеславу этого показалось мало, и он уехал в Москву, где поступил в Текстильный институт.

«Меня потрясло то, насколько досконально меня учили на факультете прикладного искусства. В техникуме я рисовал хорошо, но в Москве была совершенно другая манера, поэтому было тяжело поначалу переучиваться. Я был очень темпераментным и активным, было много потрясающих идей, которые прежде всего приходили ночью, так что и во сне мне стала сниться работа», — позже рассказывал мэтр.

По словам модельера, на выбор им профессии серьезно повлияла его преподавательница истории костюма — Раиса Захаржевская.

«Она меня жутко не любила, потому что я был внешне обычным ивановским парнем, а она была эстетом, и я никак тогда не вписывался в ее понятия элегантности», — вспоминал Зайцев.

Чтобы привлечь внимание педагога, активный студент работал больше других: вместо трех-четырех эскизов костюма делал 10-15, копировал полотна и рисунки старых мастеров, просиживал часами в библиотеке, изучая историю прикладного искусства.

Увлеченность молодого человека принесла свои плоды: он окончил институт с отличием и получил достаточно престижное распределение — на Экспериментально-техническую швейную фабрику Мособлсовнархоза в городе Бабушкине (сейчас это район Москвы). Он был художественным руководителем фабрики и мог позволить себе творческие эксперименты: хрущевская оттепель располагала к свободомыслию.

Вместо серых телогреек, обычных для советской спецодежды, Вячеслав Зайцев выпустил коллекцию цветных ватников, дополнив их юбками из павловопосадских платков. За такую смелость консервативное начальство подвергло его остракизму, но коллекцию заметили за рубежом.

В 1962 году о молодом дизайнере написал авторитетный французский журнал Paris Match в статье с заголовком «Он диктует моду Москве»

Познакомиться с Зайцевым пожелал уже широко известный во Франции модельер Пьер Карден. Их первая встреча состоялась во время визита Кардена в Москву в 1965 году. Слава тогда уже начал работать художественным руководителем экспериментально-технического цеха Общесоюзного дома моделей одежды (ОДМО) на Кузнецком Мосту. Француз был впечатлен талантом советского самородка. К Славе пришла мировая слава.

Группа, которой руководил Зайцев в ОДМО, занималась разработкой новых моделей одежды, там же устраивались показы. С первых дней работы в Доме моделей он начал создавать свою знаменитую «Русскую серию», которой занимался до 1968 года. В 1967-м Слава получил Гран-при Всемирного фестиваля моды в Москве за платье «Россия». Затем, в 1976 году, он вернулся к русским народным мотивам в коллекции одежды из текстиля, сделанного в его родном городе, — легендарных ивановских ситцев.

Читайте еще :  Китайский Новый год 2022 — когда начинается, как праздновать лунный Новый год

Модели Славы Зайцева демонстрировались за границей — как в государствах соцлагеря, так и в США, Канаде, Японии, Франции, Югославии, Италии и других капстранах — в составе сводных коллекций ОДМО

Однако лично выйти на подиум после показа Зайцев не мог: его попросту не выпускали за границу. Слава был не только талантливым модельером, но и хорошим организатором и педагогом. У него учились его младшие коллеги. Он дал старт карьере многих знаменитых в будущем манекенщиц.

«Слава выделялся, был таким солнечным. Мы так его и называли: солнечный зайчик. Он не ходил — летал по этажам, заряжал всех своей энергией, за ночь мог представить 30 эскизов!» — вспоминала позже Татьяна Михалкова, в 1960—1970-е — модель ОДМО, ныне президент благотворительного фонда «Русский силуэт».

Михалкова отмечала, что, несмотря на ее нестандартную для тех времен худобу, Вячеслав Зайцев одобрил ее кандидатуру на худсовете, и она стала манекенщицей, за что всегда была ему благодарна.

Перестройка стала ярким этапом в творчестве Славы: его коллекции «1000-летие Крещения Руси», «Русские сезоны в Париже» увидели зрители в столице Франции и других городах. Линия женской одежды из тканей, произведенных советскими фабриками, демонстрировалась в 1990 году на токийском саммите «Пять выдающихся художников моды мира». Имя Зайцева звучало в одном ряду с именами Кардена, Коко Шанель, Диора и других легендарных модельеров.

В условиях застойной изоляции Слава Зайцев был едва ли не единственным модельером с мировым именем, одевавшим звезд советской эстрады. Его клиентами и друзьями были Муслим Магомаев и Иосиф Кобзон, Тамара Синявская и Эдита Пьеха, Людмила Зыкина и Филипп Киркоров, а также многие другие знаменитости. Он работал над одеждой для советской команды к Олимпиаде-1980, создавал костюмы для фигуристов-чемпионов Натальи Бестемьяновой и Андрея Букина.

Слава Зайцев посвятил моде всю свою жизнь. За десятилетия творчества представил более 70 коллекций.

Кроме уже упомянутых, внимание модных критиков в России и за рубежом привлекли его «Грезы» (1994), «Дивертисмент» (2003), «Остановись, мгновенье…» (2006). Спустя почти 50 лет после своей «Русской коллекции» Слава Зайцев выпустил коллекцию «Истоки» из павловопосадских платков, которая принесла ему Государственную премию. Московская неделя моды традиционно открывалась показом Зайцева, который не ограничивался дефиле, а превращался в яркое музыкальное шоу. По подиуму шли модели из созданных им «Театра моды» и агентства Z’S Models. Слава Зайцев стал первым судьей в высокорейтинговой телепрограмме «Модный приговор».

Важным этапом в педагогической деятельности мэтра стала его «Лаборатория моды», где он учил молодых дизайнеров. Он решил сделать обучение одногодичным, так как по своему опыту понял, что всему, чему учат в обычных вузах за пять лет, можно научить за год. Основой была практика наряду с теорией: творческие разработки студенты делали параллельно с обучением рисунку, наколке, конструированию, отшиву одежды. Своими нововведениями в образовании Слава Зайцев считал муляжный метод моделирования и большой объем практической работы студентов над своими коллекциями с участием ведущих специалистов модной индустрии.

Зайцев был не только модельером и педагогом, но и живописцем, графиком, фотографом: сказывалась академическая школа. С 1990 года проходили его персональные выставки в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Лос-Анжелесе, в таких странах, как Бельгия, в Эстония и других. Охотно выставлялся мэтр и на родине: в Музее современного искусства «Эрарта» в Санкт-Петербурге, в московском Манеже и на других известных площадках.

К восьмидесяти годам кутюрье стал уставать. В его интервью сквозило разочарование в собственном предназначении и в fashion-бизнесе в целом.

«В 1960-е я думал, что будущая мода окажется поразительной. Будет такой огромный театр на улице. А вышло… Джинсы, кроссовки стоптанные, одинаковые люди, — горько сетовал мэтр в интервью. — Кажется, что люди уже устали от красоты — мода ведь очень часто меняется. Считают, что одежда не важна».

Однако Зайцев по-прежнему оставался творцом, художником и тружеником, как говорится, старой закалки. Ни тяжелые болезни, ни утомление, ни возраст, ни скандалы в медиа вокруг его взаимоотношений с сыном Егором и внучкой Марусей не могли заставить его прекратить работать, контролировать выпуск коллекций его модного дома, интересоваться происходящим на мировой модной сцене.

Свой 85-й день рождения, 2 марта 2023 года, он решил отметить масштабным показом коллекции haute couture «Многоликая мода» в своем Доме моды на проспекте Мира. Пожилой модельер появился на банкете в свою честь в сопровождении ассистентов — в 2016 году у него диагностировали тяжелую форму болезни Паркинсона, затрудняющую передвижение и речь. Однако Зайцев был как всегда элегантен в своем неизменном красном пиджаке и держался с большим достоинством.

В одном из последних интервью, которое модельер дал за пару месяцев до ухода из жизни, он говорил о том, что, несмотря на признание за границей и дружбу со знаменитыми зарубежными дизайнерами уровня Пьера Кардена и Ги Лароша, он никогда не собирался эмигрировать

«Я русский модельер и не мыслю жизни и работы вне своего народа. Мне много раз предлагали переехать на Запад, но моя душа здесь, в России», — сказал он. И прибавил: «Я могу назвать себя счастливым. Я добился в жизни очень больших высот, состоялся в искусстве, оставил след в истории своей страны».

Пожалуй, лучше о Вячеславе Михайловиче Зайцеве, звезде русской моды Славе Зайцеве, просто не скажешь.

Читайте еще :  Взрывы в крымской Новофедоровке: что произошло на аэродроме Саки, подробности и выводы

Вячеслав Зайцев — Википедия

Вячесла́в Михайлович За́йцев (также был известен как Сла́ва За́йцев; при рождении Кокурин; 2 марта 1938, Иваново — 30 апреля 2023, Щёлково, Московская область) — советский и российский художник-модельер, живописец и график; народный художник Российской Федерации (2006), лауреат Государственной премии России (1995), профессор, академик Российской академии художеств (2007). Создатель образов одежды ряда советских и современных деятелей культуры и искусства: Эдиты Пьехи, Аллы Пугачёвой, Муслима Магомаева, Филиппа Киркорова и других.

Биография

Родился 2 марта 1938 года в Иваново в семье рабочих Михаила Яковлевича Зайцева (? — 1994) и Марии Ивановны Кокуриной (1906—1978). Отец ушёл на войну, когда Славе было 3 года, попал в плен, из него бежал и дошёл до Берлина, но после войны его посадили как изменника Родины. Отца выпустили, когда Вячеславу было 20 лет. Вячеслав и его старший брат Владимир носили мамину фамилию Кокурин. Родители оформили брак, когда отец вернулся из лагерей. После смерти матери отец нашёл другую женщину, Вячеслав заботился о нём до конца его жизни. У Вячеслава был старший брат Владимир, который к тому времени уже умер, брат отсидел в тюрьме десять лет: сначала угнал велосипед, позже заступился за друга и избил милиционера. Брат работал на заводе, куда его устроил Вячеслав, зарплату пропивал.

В 1945 году Вячеслав поступил в Ивановскую среднюю школу № 22, а в 1952 году начал учёбу в Ивановском химико-технологическом техникуме, который окончил в 1956 году по специальности художника текстильного рисунка.

В 1962 году, по окончании Московского текстильного института с отличием, Вячеслав Михайлович был распределён на Экспериментально-техническую швейную фабрику Мособлсовнархоза в Бабушкинском районе и назначен её художественным руководителем. В самом начале деятельности Зайцев создал коллекцию спецодежды для женщин-работниц области и села, которая была отвергнута методическим советом.

Вскоре коллекцию спецодежды опубликовал журнал «Пари Матч» со статьёй «Он диктует моду Москве». Спустя три года, в 1965 году автора коллекции, так и не увидевшей свет, по этой статье разыскали Пьер Карден и Марк Боан (Dior). За время, предшествовавшее встрече, В. М. Зайцев сумел проявить себя настолько убедительно в создании модной женской одежды для торговой сети столицы и области, что был приглашён на должность художественного руководителя экспериментально-технического цеха Общесоюзного Дома Моделей одежды на Кузнецком мосту. Ознакомившись с творчеством своего молодого коллеги из СССР, известные парижские кутюрье, в том числе и присутствовавший на встрече Ги Ларош, фактически признали его своим достойным собратом по профессии. Результатом их встречи явилась статья «Короли моды» в газете WWD.

Однако «равным среди равных», как называют себя избранные мастера моды мира, принадлежащие к Мезон де Кутюр в Париже, В. М. Зайцев стал почти через четверть века, в год своего пятидесятилетия (1988) — до 1986 года он был лишён возможности выезда в капиталистические страны, и только в 1986 году, по словам певицы Елены Загорской, она добилась разрешения на выезд кутюрье за границу. В ОДМО на Кузнецком мосту В. М. Зайцев проработал тринадцать лет, завершив свою деятельность в качестве заместителя художественного руководителя ОДМО, которым был с 1972 по 1978 год.

Результатом работы В. М. Зайцева в ОДМО явились: демонстрация его знаменитой «Русской серии» (1965—1968), коллекции по русским народным мотивам из ивановских ситцев (1976) и иных предложений в составе сводных коллекций ОДМО за рубежом (в США, Канаде, Японии, Франции, Югославии, Италии и многих других странах), но эти показы, принципиально важные для творческой деятельности художника, всегда проходили без участия автора.

В 1967 году В. М. Зайцев получил Гран-при за платье под девизом «Россия» на Всемирном фестивале моды в Москве.

Именно в данный период В. М. Зайцев начал восприниматься на Западе как лидер советской моды, его высокий авторитет выразился в присвоенном ему в западной прессе имени «Красный Диор», которое подчёркивало связь искусства модельера с лучшими традициями мировой моды.

В 1974 году чехословацкий журнал «Кветы» в «Обзоре моды за 100 лет» в галерее портретов выдающихся художников моды мира (Фредерик Ворт, Поль Пуаре, Габриэль Шанель, Кристиан Диор) рядом с именем Диора называет имя Вячеслава Зайцева.

Однако, будучи очень требовательным к себе и неудовлетворённым результатами своего труда в ОДМО, несмотря на длительные усилия возглавляемых им художников по соединению моды с жизнью, он расстаётся с работой, которой отдал долгие годы. Его доводы просты: при сложившейся системе многоступенчатых советов, государственного стандарта и отсутствии модной индустрии, модели искажают авторский замысел и устаревают в производстве, ещё не дойдя до потребителя, поэтому труд модельера неэффективен, а лозунг «оденем всех!» не содержит в себе правды.

Читайте еще :  Тимур Бекмансуров признан вменяемым — сколько лет грозит пермскому стрелку

Многие его проекты находили поддержку за рубежом. Например, в 1976 году чехословацкая фирма «Яблонэкс» приняла его авторскую работу — эскизы бижутерии, связывая их осуществление с украшением его же направляющих коллекций. Следствием этого явились персональные выставки В. М. Зайцева в Яблонце, Брно и Карловых Варах.

Покинув Дом Моделей одежды на Кузнецком мосту, он в скором времени связал себя с фабрикой № 19 индпошива, на базе которой работал над модным ассортиментом вновь открываемого Дома Моды на проспекте Мира, 21, художественным руководителем которого стал в 1982 году, а в 1988 году на общем собрании коллектива был единогласно избран его директором. Именно здесь с 1982 года мастер создавал авторские коллекции моделей Pret-a-Porter и Haute Couture, постоянно занимаясь поиском стиля своей фирмы.

В числе наиболее известных коллекций мастера:

  • «1000-летие Крещения Руси» (1987—1988) — показана в Нью-Йорке и Париже,
  • «Русские сезоны в Париже» (1988) — показана в Париже,
  • коллекция моделей одежды из европейских тканей (1988) — показана в Мюнхене,
  • коллекция моделей мужской моды (1989) — показана во Флоренции на Неделе мужской моды,
  • коллекция моделей женской одежды из отечественных тканей (1990) — показана в Токио на саммите «Пять выдающихся художников моды мира».

Показаны в Москве, России и ближнем зарубежье коллекции:

  • 1990—1991 — «Агония перестройки»,
  • 1992—1993 — «Ностальгия по красоте»,
  • 1993—1994 — «Грёзы»,
  • 1994—1995 — «Воспоминание о будущем»,
  • 1995—1996 — «Пробуждение»,
  • 1995—1996 — «Чума»,
  • 1996—1997 — «Как молоды мы будем»,
  • 1997 — «Соблазн»,
  • 1997—1998 — «Событие»,
  • 1998—1999 — «Листая памяти страницы»,
  • 1999 — «Прозрение» — первая коллекция из меха в России,
  • 2000 — «Тайны гармонии»,
  • 2000—2001 — коллекция прет-а-порте и Кутюр сезона весна-лето,
  • 2001 — прет-а-порте класса люкс,
  • 2001 — «Посвящение»,
  • 2002 — прет-а-порте,
  • 2002 — «Нашествие»,
  • 2003 — прет-а-порте,
  • 2003 — «Дивертисмент»,
  • 2004 — прет-а-порте,
  • 2004 — «Ностальгия по временам ушедшим»,
  • 2005 — «Импровизация» — прет-а-порте,
  • 2005 — «Тайны соблазна»,
  • 2006 — прет-а-порте де люкс,
  • 2006 — «Игра с…» (2006),
  • 2006 — «Фантасмагории»,
  • 2008 — «Истоки»

Наряду с модой, серьёзное внимание в своём творчестве В. М. Зайцев уделял живописи и рисунку.

Персональные выставки В. М. Зайцева неоднократно проходили в США (Нью-Йорк, Сан-Франциско, Лос-Анджелес), в Бельгии (Берсел, Кортрейк), в Эстонии (Таллин). Пять живописных и графических произведений В. М. Зайцева принадлежат Государственной Третьяковской галерее. Модели из коллекции «Как молоды мы будем» приобретены Музеем истории Москвы.

Долгая работа в театре по созданию костюмов сблизила художника со многими выдающимися актёрами, среди которых: Мария Бабанова, Любовь Орлова, Ангелина Степанова, Марк Прудкин, Михаил Ульянов, Владимир Зельдин, Андрей Миронов, Вера Васильева, Юлия Борисова, Людмила Максакова, Марианна и Анастасия Вертинские, Татьяна Лаврова, Галина Волчек, Марина Неёлова, Алиса Фрейндлих и многие другие.

В 1988 году В. М. Зайцев выполнил костюмы для солистов одного из бродвейских театров[какого?], поставившего мюзикл на музыку Дюка Эллингтона «Софистикейтед лейдиз».

Как художник костюмов, В. М. Зайцев принимал участие в постановке фильмов на студиях «Мосфильм» и им. Горького: «Фокусник», «Держись за облака», «Здравствуй, цирк», «Безымянная звезда».

Продолжительное время В. М. Зайцев работал над созданием костюмов для звёзд эстрады и чемпионов фигурного катания, «одевал» членов советской спортивной делегации на Олимпиаде-1980 и создавал новую униформу для советской милиции.

с 1989 года создал множество костюмов для группы «На-На», с руководителем группы, Бари Алибасовым сотрудничал многие годы, ещё с 1970-х, создал коллекцию костюмов для его рок-группы «Интеграл».

Авторству Зайцева принадлежат две книги: бестселлеры 1980-х гг.: «Такая изменчивая мода» (изд. «Молодая гвардия») и «Этот многоликий мир моды» (изд. «Советская Россия») — обе вышли в 1980 году и в 1983 году были переизданы в Болгарии и Чехословакии.

В 1992 году издательство Агентства печати «Новости» выпустило на английском языке книгу о жизни и творчестве В. М. Зайцева «Ностальгия по красоте» (автор Л. Яралова).

В марте 2006 года издательство «Искусство XXI век» выпустило книгу-альбом «Слава Зайцев. Тайны Соблазна».

С 30 июля 2007 по 20 ноября 2009 года вёл телевизионную передачу «Модный приговор» на «Первом канале».

С 2009 года Вячеслав Зайцев — председатель жюри международного фестиваля моды «Губернский стиль».

В марте 2013 года к 75-летию мэтра издательская группа Navona выпустила книгу Сергея Есина «Слава Зайцев: Мастер и вдохновение».

В 2017 году издательский дом «Эксмо АСТ» выпустил автобиографическую книгу Вячеслава Зайцева «Мода. Мой дом».

В. М. Зайцев — Почётный гражданин Парижа и Почётный гражданин своего родного города Иваново.

Вячеслав Зайцев — семья и личная жизнь

Первая жена — Марина (художница, член Московского Союза художников, дочь балерины из театра Станиславского и военного лётчика (брак продлился 9 лет)).

Вторая жена — Инна, жил с ней один год после развода с первой женой.

Сын — Егор Зайцев (род. 1960), дизайнер, член-корреспондент РАХ.

Внучки — Мария (1 декабря 1993), Анастасия (13 августа 2008).

Болезнь и смерть

В 2016 году Вячеславу Зайцеву был поставлен диагноз болезнь Паркинсона, из-за болезни начались проблемы с суставами; состояние постоянно ухудшалось. Из-за состояния здоровья он почти никуда не выходил из дома, не посещал светские мероприятия и модные показы.

Скончался 30 апреля 2023 года в больнице в Щёлково, в которую был доставлен с внутренним кровотечением. Зайцева госпитализировали из дома-студии, находящегося в подмосковной деревне Каблуково, где он проживал с 2000 года.

Оцените статью
( Пока оценок нет )

Эксперт и автор статей zensovet.ru.
Пишет более 20 лет.

Умер модельер Вячеслав Зайцев — причина смерти, биография Вячеслава Зайцева
Шаги, которые помогут не испортить блюдо или выпечку