Бомбардировщики из нафталина

Бомбардировщики из нафталина

Американское военное издание «Эйрфорс Мэгэзин» сообщило, что в ВВС США возникла критическая проблема с боеготовностью парка тяжёлых бомбардировщиков В-1В. Из формально имеющихся 62 машин реально способны летать только 9, а полностью боеспособны и вовсе единицы. Доходит до того, что экипажи с этих самолётов переводят и переучивают на другие типы, чтобы не сидели зря на земле и не били баклуши за большую зарплату. Об этом стало известно в ходе разбирательства в подкомитете по вооружённым силам Конгресса США. Кстати, контролируемого противниками Трампа, активно ставящими палки в колёса военным программам, инициированным его администрацией.

Не очень счастливый «Копьеносец»

В-1В «Лансер» можно считать не очень счастливым самолётом. Разработан он был при Рейгане на базе куда более скоростного и амбициозного прототипа В-1А, отменённого Картером. Формально сверхзвуковой – но в реальности его скорость лишь чуть больше звуковой на большой высоте – 1300 км/час. Изначально планировавшийся к оснащению крылатыми ракетами, но не получивший их вообще. А управляемые ядерные ракеты малой дальности, которые он нёс, сняли с вооружения, так и не создав замены. Ему была поручена функция «прорывателя» советской ПВО – но серьёзных шансов на это у него не было. Как, впрочем, и у «невидимого» В-2А. В конечном итоге В-1В, нёсший только ядерные бомбы, и вовсе был переделан в неядерные носители, причём окончательно.
Этот самолёт часто сравнивают с Ту-160, потому что машины создавались примерно в одни годы. Разные эксперты любят кивать на кажущееся сходство машин – мол, «русские содрали своего «Белого Лебедя» с «Копьеносца». Но, во-первых, Ту-160 кроет В-1В, как бык овцу, по всем характеристикам, начиная от размеров,
веса, дальности, скорости и заканчивая вооружением и возможностями. Во-вторых, надо быть очень далёким от авиации человеком, чтобы не понимать, что даже если имеется сходство в общей компоновке, изменяемой геометрии крыла и прочего, то машины это тем не менее разные. Так же как Ту-144 и «Конкорд» – внешне похожи, но даже аэродинамически они разные.
Американский бомбардировщик долгое время страдал от неполадок и аварий. Но его любят экипажи – за удобство и лёгкость пилотирования, лётные качества и хорошую маневренность для такого большого самолёта.

Читайте еще :  Вмешается ли НАТО в конфликт на Украине? Заявление Столтенберга

Проблемы исправности

В конечном итоге «поголовье» В-1В из сотни машин ужалось до 62 и медленно сокращается, хотя самолёт списывать пока не собираются и продолжают модернизации. Но реальная боеспособность парка, как выяснилось, не дотягивает не только до «средних по больнице» 62% боеготовности, но даже до 17–22% вечно проблемных F-22A «Рэптор» и F-35A «Лайтнинг-2».
Что же случилось с «Лансерами»? Проблемы финансирования наложились на проблемы с запчастями и узлами, которых давно никто не делает. Их запасы заканчиваются на складах, так что приходится идти на каннибализацию «живых» или «полуживых» машин. Также есть серьёзные жалобы на качество войскового ремонта и квалификацию персонала, якобы она упала за последние годы весьма сильно. Вряд ли это началось при Трампе – такие жалобы приходилось читать и ранее. Но «вешать собак» будут на Трампа.
Причём такие проблемы испытывают и парки единственного «настоящего» (потому что он несёт ядерные КР) ядерного бомбардировщика США В-52Н «Стратофортресс». И «невидимого», но несущего из ядерного арсенала только бомбы В-2А «Спирит». Вообще В-52Н, самый юный из которых 1962 года рождения, – очень надёжный и прочный аппарат. Но двигатели для него тоже давно не выпускаются. Да и прочие агрегаты тоже – помогает разборка списанных «Крепостей». Но менять старые агрегаты на старые – не лучшее решение. В итоге из формально 75 «живых» самолётов (ещё год назад было 78) 18 запихнули в резерв. Из оставшихся 57 в состав ядерных сил входят 44 машины, а используются по основному назначению 36. Сколько из них исправно – американцы вежливо помалкивают, хотя такой «катастрофы», как с В-1В, и близко нет. Остальные машины являются неядерными носителями, но и среди них исправны далеко не все. А из 20 дорогущих «невидимок» В-2А 11 используются по основному назначению. Из них исправно 7.

Читайте еще :  Что означает буква Z на российской военной технике в Украине?

Чья бы корова мычала

На этом фоне хочется напомнить одну историю. Примерно 12 лет назад, когда дальняя авиация ВВС (ныне ВКС) России только возобновила прерванную в 1992 г. практику регулярных дальних групповых полётов на боевое патрулирование у берегов Северной Америки, какой-то альтернативно одарённый деятель из Госдепа США обозвал наши стратегические бомбардировщики «старыми самолётами из нафталина». Его ещё тогда потыкали носом, как котёнка, в то, что средний возраст американских самолётов стратегической авиации больше нашего. С тех пор ситуация для Вашингтона не стала лучше.
Но это опять-таки не помешало недавно послу США в Колумбии, комментируя прилёт в Венесуэлу Ту-160, ляпнуть очередную глупость: «Учитывая средний возраст русских машин, считать их за угрозу нелепо». Именно про подобных комментаторов когда-то высказался министр иностранных дел Лавров: «Дебилы, б…» Других слов и не подобрать.

Читайте еще :  Стало известно о неофициальном черном списке оружия НАТО для поставок на Украину

Оцените статью
( Пока оценок нет )

Андрей Димираки, эксперт и автор статей zensovet.ru.
Пишет более 15 лет.