250 лет назад в Россию привезли Тициана, Рембрандта и Рафаэля
4 января 1772 года в Эрмитаж прибыла знаменитая коллекция барона Пьера Кроза (1665–1740) – одного из богатейших людей своего времени и страстного любителя искусств. Это самое значительное собрание XVIII века – настоящая сокровищница, занимавшая целый дворец. Переговоры о сделке вел поверенный императрицы Екатерины II, философ-энциклопедист Дени Дидро: ему понадобилось полтора года, чтобы уговорить наследников продать 158 картин. Джорджоне, Веронезе, Тинторетто, Рубенса, Ван Дейка, Пуссена, Ватто, Рафаэль, Рембрандта… Самые сливки. Сделка наделала много шума и стала началом коллекции крупнейшего музея России. В день 250-летия доставки ценного груза в Петербург «МК» рассказывает о шедеврах из собрания Пьера Кроза, которые стали визитными карточками Эрмитажа.
Эрмитаж начался как частное собрание Екатерины II. Первое серьезное пополнение случилось в 1764 году самой собой, на четвертом году правления этой умной и деятельной женщины: России в счет долга отдали 317 ценных картин из Берлина. Рембрандта, Рубенса, ван Дейка… Екатерина «распробовала» искусство и увлеклась, а еще поняла, что оно может не только радовать глаз, но и быть полезным политическим инструментом. Стремясь поддержать престиж России и свою репутацию просвещенной монархини, она начала собирать образцовые произведения искусства. В 1769-м, например, выкупила собрание первого министра короля польского и курфюрста Саксонского Августа III – около 600 картин, среди которых есть и Тициан. А через пару лет оглушила общество невероятной выходкой: покупкой легендарного «Кабинета Кроза».
Так называли коллекцию Пьера Кроза, одного из богатейших людей Франции с парадоксальным прозвищем «бедный». Пьер был очень богат, но не богаче своего брата Антуана, который так успешно торговал сахаром, табаком и рабами, что сделался самым состоятельным человеком своей страны. Если бы тогда вели рейтинг богатеев мира, он бы точно вошел в десятку. Антуан вкладывал в бизнес, а Пьер все тратил на искусство. Он опекал художников и писателей, покупал картины и разные редкости. Он превратил свою загородную резиденцию Шато де Монморанси в центр культурных собраний. Несколько лет в разное время в особняке жили Ватто и Руссо.
Пьер Кроза собрал более 400 первостепенных полотен, он же помогал пополнению коллекций короля и придворной знати. Он был первым популяризатором живописных искусств – он публиковал художественные альбомы под названием «Кабинет Кроза». После своей смерти меценат наказал продать редкие камни в пользу бедных художников. На аукционе ее выкупил герцог Орлеанский, спустя время эта коллекция попадет в Эрмитаж. Остальное разделили племянники, один из которых, большой библиофил, барон де Тьер преумножил коллекцию. А когда того не стало, Екатерина II задумала выкупить лучшее собрание Европы одним махом.
Вопросом занялась небольшая группа доверенных лиц – просветитель-энциклопедист Дени Дидро, его друг, издатель рукописной газеты «Correspondance» (которую читало лишь 15, но самых важных людей Европы) барон Фридрих Мельхиор Гримм и выдающийся дипломат Дмитрий Голицын. Посредником выступил известный адвокат и коллекционер из Женевы Франсуа Троншен. Вместе им предстояло оценить произведения, выбрать для императрицы лучшее и побольше. Переговоры были непростые, но успешные для Екатерины – ценный груз надежно упаковал лично Дидро и отправил в Россию.
Впрочем, сделку века многие и осудили. «Я вызываю настоящую ненависть в обществе, и знаете почему? Потому что посылаю вам картины. Вопят любители, вопят художники, вопят богачи… Императрица собирается приобрести собрание Тьера во время разорительной войны: вот что их унижает и повергает в смущение», – писал философ своей покровительнице. Однако русско-польская и русско-турецкая войны всего скоро кончатся триумфом Екатерины, она поставит на польский трон своего бывшего любовника Августа Понятовского и получит земли на побережье Азовского моря. И будет наслаждаться победой в окружении лучшей живописной коллекции Европы. Императрица разместила работы в личных апартаментах дворца. Галерею назвала Эрмитаж, что в переводе с французского означает «место уединение».
Шедевры из «Кабинета Кроза» остаются по сей день самой востребованной частью эрмитажного собрания. У каждого из них – свое необыкновенное содержание и судьба. Остановимся на основных.
«Юдифь» Джорджоне
Джорджоне – легендарная личность, о которой мало что известно. Считается, что он учился у знаменитого Джованни Беллини. Он первым среди венецианских художников решил расписывать фресками дома снаружи. Он задал тренд на Венеру, создав свою «Спящую», которую после смерти от чумы автора пришлось довершить его другу Тициану, тот после написал не один десяток Венер. Художник прожил яркую, но короткую жизнь, считается, что сохранилось около 20 картин.
«Юдифь» (около 1504 г.) – одна из лучших работ мастера и жемчужина собрания Эрмитажа. К тому же, это единственная картина в России, которая несомненно принадлежит кисти венецианского художника. Автор изображает миф о Юдифи, которая проникла в стан врага, обаяла ассирийского полководца Олоферна, командующего армией Навуходоносора, а затем отрезала ему голову, чтобы спасти иудейский народ. Не еврейская вдова, а самурай в юбке. За 150 лет до Джорджоне Юдифь писал Караваджо. Он увидел неканонический сюжет драматично – красивое личико прорезает жестокость, парадоксально смешанная с решительностью и сомнением. Юдифь запечатлена в момент убийства. Джорджоне в отличие от других художников изображает девушку нежным созданием на фоне умиротворяющего пейзажа. У ее платья высокий вырез, и обнаженная розовая ножка аккуратно покоится на отрубленной голове. На лице Юдифь играет полуулыбка и отрубленная голова не выглядит безобразной. Говорят, лицо Олоферна художник писал с себя. Облик мстительницы прекрасен и загадочен, что входит в противоречие с совершенным ей деянием (ведь согласно христианской традиции – убийство страшный грех). И все же перед нами ангел с окровавленным мечом в руках.
«Юдифь» не сразу признали за Джорджоне, долгое время искусствоведы полагали, что автор – Рафаэль. В 1862 году искусствоведы пришли к выводу, что она принадлежит кисти Моретто да Бреша. И только через 27 лет работу атрибутировали как произведение Джорджоне. Изначально cюжет был написал на дверце шкафа. В ХIХ веке изображение дважды переводили на холст. При «переводе» на холст лицевую сторону изображения на доске покрывают особыми составами и наклеивают на бумагу и ткань, а потом постепенно снимают древесину, а освободивший тонкий слой краски наклеивают на холст. Операция сложная и опасная – сегодня этот метод реставраторы не используют. В 1970-х сделали серьезную реставрацию, которая позволила убрать желтизну лака, броды, которые появились на шее Юдифи, и открыть детали. Эта была беспрецедентная работа, которая длилась два года. Реставрация произведения Джорджоне стало большим событием в художественной жизни своего времени.
«Даная» Тициана
Самый эротичный шедевр Тициана существует, по меньшей мере, в пяти версиях, одна из которых попала в Эрмитаж в составе собрания Кроза. Первая «Даная» была написана в 1545–1546 гг. для кардинала Алессандро Фарнезе – одного из самых богатых в Италии, который не считал клерикальную службу помехой для любовных утех. Моделью для картины художника выступила знаменитая куртизанка Анджела – любовница кардинала. Популярный в эпоху Возрождения древнегреческий сюжет изображает Данаю, которая томится в неприступной башне, когда является ее любовник Зевс, – в виде золотого дождя. Тициан написал в этой ситуации Анджелу – откровенно, сексуально, богато. Эротическая картина пользовалась бешеной популярностью, так что художнику начали заказывать авторские повторы. Тициан написал по меньше мере пять версий с обнаженной Данаей и в каждом изменен второй персонаж. На первой картине под золотым дождем вместе с девушкой оказывается малыш-купидон. На другой, той, что теперь в венском Музее истории искусств, монеты ловит блюдом мужчина. На версии, что попадала в Эрмитаж, рядом с Данаей старуха-служанка. Почти такая же работа находится в испанском Прадо, только на ней служанка одета в платье с открытой спиной.
«Даная» Рембрандта
Одно из главных произведений великого голландца и очень личное для художника. В отличие от Тициана и других авторов, обращавшихся к сюжету до Рембрандта, он не пишет дождь из золотых монет буквально. Он превращает его солнечный свет, который заливает комнату. Оттого многие сомневались в том, что изображена Даная. Так, в каталоге голландской живописи XIX века картина названа «В ожидании возлюбленного». У исследователей были разные предположения: а что если Рембрандтом взят мифологический сюжет о Венере, ожидающей Марса? А может, это Мессалина – жена римского императора Клавдия, известная своим распутством? Сошлись все же на Данае.
В образе героини древнегреческого мифа, родившей сына Персея от Зевса, мастер изобразил свою любимую жену Саскию. Рембрандт и сам присутствует на полотне (в образе служанки-ключницы) – выглядывает из-за занавеси. Спустя шесть лет после создания полотна, в 1642 году, супруга скончалась во время родов. Художник нашел утешение в объятиях служанки Гертье Диркс, ставшей кормилицей его маленького сына Титуса. Но тосковал по Саскии, а Гертье это ужасно злило. Она ревновала к покойной и поэтому потребовала переписать лицо «Данаи». Художник согласился и сделал Данаю похожей на любовницу. Однако Диркс не успокоилась и требовала переписать и другие детали, тогда Рембрандт спрятал картину в кладовую. После того как художник разорился, картину продали вместе с остальным имуществом, чтобы покрыть долги. Потом она попала в собрание Кроза, а после – в Эрмитаж, где и открылся секрет Данаи. В 1951 году впервые была сделана рентгенографическая съемка, которая показала, что автор переписывал работу.
Судьба у картины драматическая, и самый страшный момент случился 15 июня 1985 года, когда 48-летний Бронбс Майгис облил полотно серной кислотой, а потом достал нож и дважды полоснул по холсту. Вандал сначала объяснил свою выходку протестом против присоединения Прибалтики к СССР в 1940-м, потом женоненавистничеством, а затем выяснилось, что так он хотел привлечь к себе внимание. Утраты живописи составили 27 %, картину чудом спасли. На восстановление ушло 12 лет.
«Мадонна с безбородым Иосифом» Рафаэля
«Святое семейство» Рафаэля (около 1506-1507 год) – ранняя и одна из наиболее тонких работ художника. Очевидно, была создана под влиянием Леонардо. В 1504 году Рафаэль приехал во Флоренцию, где познакомился с да Винчи и Микеланджело. «Каждый оттенок цвета в головах, руках и ногах этих фигур кажется скорее мазком, состоящим из живой плоти, чем краской», – точно подметил Вазари, описывая картину. Сюжет необычен еще и тем, что Иосиф побрит, за что работа получила второе название – «Мадонна с безбородым Иосифом». Рафаэль наделил Иосифа чертами своего друга и наставника, архитектора Донато Браманте. До сих пор остается загадкой, что подвигло художника отойти от канонической традиции.
«Мальчик с собакой» Мурильо
История этой работы кисти ведущего испанского живописца «золотого века», лидера севильской школы Бартоломе Эстебана Мурильо, напоминает картинный роман. Дело в том, что полотно парное – художник задумал и создал вместе «Мальчика с собакой» и «Девочку с цветами и фруктами» (около 1655—1660 годов). Сюжеты связаны композиционно и стилистически, это единственный сохранившийся пример парных жанровых работ Мурильо. В 1920-е годы пару разделили и передали «Девочку с цветами и фруктами» в только что образованный музей Нового западного искусства, который впоследствии был ликвидирован, а его коллекцию разделили между собой Пушкинский музей и Эрмитаж. Раздел был сложным. В итоге «Девочка…» Мурильо осталась в Москве, а ее друг – в Петербурге.