Categories: Общество

Метавселенные IT-корпораций стали удобной дорогой в ад

Бедноту погрузят в виртуальную реальность ради «золотого миллиарда»

Слово «метавселенная» уже прочно вошло в обиход, а это значит, что ставшие сестрами братья Вачовски сняли абсолютно пророческий фильм «Матрица». Метавселенные, над созданием которых сейчас изо всех сил работают IT-гиганты, станут первым шагом к новой форме существования человечества в дивном мире компьютерных иллюзий. Так что же такое метавселенные и куда нас ведут?

Марк Цукерберг, хозяин Фейсбука, переименовавший свою компанию в Meta, дал очень короткое определение: метавселенная — это «объемный интернет». На сайте Meta определение звучит так: «Набор виртуальных пространств, которые вы можете создавать и исследовать вместе с другими людьми, находящимися не в том же физическом пространстве, что и вы».

Автор эссе о метавселенных, можно сказать их идеолог, венчурный инвестор Мэттью Болл выделяет семь основных принципов метавселенной.

Первое. Однажды запущенная, она должна быть постоянной, без пауз или перезагрузок — это бесконечный мир.

Второе. Она должна существовать синхронно для всех и в реальном времени. Условно говоря, вышел из нее на три часа, вернулся, а для всех находящихся в метавселенной также прошло три часа, и значит, ты пришел в уже изменившуюся вселенную.

Третье. Не должно быть ограничения на количество пользователей.

Четвертое. В метавселенной должна быть своя полностью работающая внутренняя экономика. То есть люди смогут не только тратить в ней деньги, но и зарабатывать (это можно и сейчас в ряде игр), но и открывать свой бизнес, делать банковские вклады, инвестировать.

Пятое. Метавселенная должна служить дополнением реального мира, связывать воедино жизнь реальную и виртуальную. (Болл не говорит о том, что метавселенная заменит человеку реальную жизнь, но это вопрос времени.)

Шестое. У пользователя должна быть «беспрецедентная совместимость» данных. То есть, утрируя, угнанную в GTA машину вы сможете использовать, чтобы ездить по чернобыльской зоне в «Сталкере».

Седьмое. Метавселенная должна быть открытой для любых авторов и создателей контента, которые смогут делать внутри этого мира что-то своё.

Получается, что, надев шлем виртуальной реальности вы сможете попасть в огромную симуляцию, где можно общаться с друзьями, учиться, работать, ходить в магазины, развлекаться.

Это выглядит логичным продолжением того, что мы имеем сейчас. За время пандемии стали привычными, например, совещания на платформах типа Zoom. Но зачем смотреть в плоский экран, если можно за долю секунды очутиться в виртуальном зале совещаний и видеть и слышать всех коллег разом, сидящих за одним столом?

Зачем набивать сообщение в мессенджере, если сидя в симуляции кофейни можно «позвать» своего друга и он, а точнее его аватар, если не занят, тут же окажется рядом (хотя физически может быть на другом конце света). Цукерберг, на презентации Meta, приводил в пример реальную кофейню, где посетитель, находясь в очках дополненной реальности, сможет одним взмахом руки развернуть перед собой рабочие мониторы и, например, «пригласить» уже в виртуальном пространстве коллегу, который тоже будет видеть эти мониторы. Для обычного посетителя со стороны это будет выглядеть странно – сидит человек в очках, что-то показывает руками, что-то говорит. Но мы же привыкли к говорящим по беспроводной гарнитуре людям? Да и будут ли «обычные посетители», не дополненные гаджетами?

В метавселенной можно будет примерить в виртуальной примерочной одежду и купить ее, или, например, взять на тест-драйв виртуальную машину, характеристики которой будут полностью идентичны ее физическому аналогу. И опять же, если понравится, оформить покупку.

Точно так же можно будет общаться и с государством. Например, заходить в виртуальный офис «Мои документы». В Южной Корее уже отчитались об успешности имплементации программы «Untact», предусматривающей создание «бесконтактного общества» — метавселенной для граждан Сеула, в которой горожане смогут общаться с «голограммами» чиновников, но не только. Там хотят полноценную виртуальную реальность, вплоть до возможности брать автографы у звезд дико популярного Кей-попа.

Некоторые «зачатки» метавселенных уже есть в компьютерных играх, где можно не только проходить игровые задания, но и, например, вместе сходить на концерт. В той же игре «Майнкрафт» дети учились в построенных здесь виртуальных школах во время пандемии.

То есть метавселенная – это новый открытый мир, в котором взаимодействие с сетью, а по сути – жизнь, будет больше напоминать игру в виртуальной реальности, которую можно свободно исследовать. Цукерберг, например, считает метавселенную аналогом телепорта — люди смогут, пусть и не физически, мгновенно перемещаться между пространствами.

Сейчас над собственными метавселенными работают многие компании и, конечно, главным вопросом будет их совместимость. Но многие теоретики считают, что в конечном итоге эти разрозненные миры сольются в один, словно шарики ртути.

Безусловно, стоит проблема не только совместимости на программном уровне. Есть и технические вопросы «доступа». В настоящее время это, в основном, шлемы виртуальной реальности и очки дополненной реальности. Оборудование довольно громоздкое и не слишком удобное. Кроме того, оно не передает в полной мере «реальность» мира. Однако и в этом направлении есть успехи. Можно вспомнить и простые аттракционы виртуальной реальности, вполне достоверно имитирующие с помощью специальных кресел, например, американские горки или полет на парашюте.

Скорее всего будет решен и вопрос передачи запахов. Возможно, доступ в виртуальную реальность сможет обеспечить и вживление чипов непосредственно в мозг. Тот же Илон Маск уже показывал чипированную обезъяну, вполне успешно игравшую силой мысли в примитивную компьютерную игру.

Еще один важный вопрос – единая валюта. Вполне вероятно, что ею могут стать получившие сейчас развитие NFT, невзаимозаменяемые криптографические токены — сертификат обладания цифровым объектом.

Интересно, что метавселенных в полном объеме еще нет, а «повесточка» в них уже вклинивается. Буквально в декабре в виртуальной реальности произошло первое домогательство. Женщины-тестировщик компании Meta заявила, что в виртуальной реальности Horizon Worlds её аватар «ощупал» незнакомец. Она назвала это домогательством. Компания в кратчайшие сроки провела внутреннее расследование и заявила, что девушка должна была воспользоваться инструментом «Безопасная зона» – защитным куполом, который делает присутствие в Horizon Worlds анонимным для окружающих и позволяет проявлять видимую активность только в случаях, когда этого хочет владелец аватара. Несмотря на весь сюрреализм, вице-президент Horizon заявил, что сожалеет о случившемся. А на основе этого опыта будет «сделан простой и понятный инструментарий для защиты пользователей от домогательств». Дело, конечно, не только в «повесточке», а в том, что новый мир, очевидно, потребует и нового юридического регулирования.

Если посмотреть на современные тенденции и экстраполировать их в недалекое будущее, то, увы, мы и получим «Матрицу». С одной стороны, нам постоянно рассказывают, что биологическое существование человека опасно. Вот, пожалуйста, — пандемия коронавируса (и предсказания новых пандемий). Лучше и безопаснее сидеть дома и никуда не двигаться.

То же самое твердят и любители природы, адепты борьбы с потеплением – следите за своим углеродным следом, не летайте самолетами, это вообще ужас как вредно. И тут же предлагается выход – метавселенная, где ты можешь прекрасно существовать, работать и наслаждаться жизнью, гуляя по берегу океана в Калифорнии, на самом деле, не вставая с дивана где-нибудь в Бирюлево. И логичное продолжение – а зачем вообще человеку двигаться и строить для него какие-то дома? С рождения воткнул в мозг штекер и живешь. Именно это мы в кино и видели.

Есть и еще более жесткий сценарий. В огромной метавселенной будет жить большинство населения планеты (ведь это решает и проблему ограниченности ресурсов), а золотой миллиард избранных будет жить в реальности на просторной, чистой планете.

Кстати, стоит отметить, что в «Матрице» не было никакого восстания машин и порабощения ими человечества (в отличие от «Терминатора») – все произошло добровольно. Потому что удобно. Виртуальная реальность удобнее физической. Привлекательнее.

Святой Василий Великий говорил: «Ад невозможно сделать привлекательным, поэтому дьявол делает привлекательной дорогу туда».

Андрей Димираки

Андрей Димираки, эксперт и автор статей zensovet.ru. Пишет более 15 лет.

Recent Posts

Госдума изменила систему пенсий для россиян: что ожидает пенсионеров с 2024 года, последние новости

Госдума приняла в первом чтении законопроект, который позволит россиянам заключить договор долгосрочных сбережений сроком на…

12 месяцев ago

Одесса, Харьков 25 мая, последние новости на сегодня из Одесской, Харьковской областей 25.05.2023

Свежие новости из Одессы и Харькова на сегодня, 25 мая 2023 года: обзор последних событий,…

12 месяцев ago

Кто станет преемником Путина? В СМИ и соцсетях обсуждают, кто будет новым президентом России после В.В.Путина

После конституционной реформы в 2020 году действующий президент России получил возможность баллотироваться еще на два…

12 месяцев ago

Белгород сегодня 25.05.2023, последние новости: обстановка в Белгородской области, новые обстрелы и атаки ВСУ 25 мая 2023 года

Белгородская область продолжает подвергаться обстрелам и атакам со стороны ВСУ. Недавно в регионе был введен…

12 месяцев ago

Авдеевка, Марьинка сегодня, последние новости на 25 мая: обзор боевых действий, обстановка на фронтах 25.05.2023

Марьинка и Авдеевка сегодня 25 мая 2023 года: что происходит, где идут бои, обзор последних…

12 месяцев ago

Мобилизация в России 2023: что известно на сегодня, 25 мая 2023 года. Верховный суд РФ заявил о продолжении мобилизации

Возобновление мобилизации на СВО в России с 1 июня 2023 года: что известно на сегодня?…

12 месяцев ago