Режиссер Игорь Масленников ушел из жизни в возрасте 90 лет. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на Союз кинематографистов России. Режиссер известен как создатель серии фильмов о Шерлоке Холмсе, трилогии «Зимняя вишня», картин «Гонщики» и «Пиковая дама». Более 20 лет Масленников являлся президентом студии «Троицкий мост» в Санкт-Петербурге.
Умер Игорь Масленников — дата смерти
Известный кинорежиссер скончался сегодня, 17 сентября в Санкт-Петербурге на 91-м году жизни.
«Игорь Масленников скончался, нам позвонила утром его дочь», — сказал корреспонденту ТАСС собеседник в СК РФ.
Умер Игорь Масленников — причина смерти. Названа причина смерти режиссера Игоря Масленникова
Оргсекретарь Союза кинематографистов РФ Михаил Калинин назвал причину кончины Игоря Масленникова.
«Да, сегодня скончался», — рассказал Калинин, добавив, что недавно виделся с режиссером.
На вопрос о причинах смерти представитель Союза кинематографистов ответил:
«От старости человек ушел просто, и все. Ему 91 год почти».
Умер Игорь Масленников — дата прощания, когда и где похороны
Согласно источнику в Союзе кинематографистов России, организацией похорон народного артиста РСФСР займется Союз кинематографистов Санкт-Петербурга, где он жил. Время прощания, дата и место похорон не уточняются.
Игорь Масленников — биография, фильмы
Игорь Масленников родился 26 октября 1931 года в Горьком (ныне Нижний Новгород). Вскоре после этого его семья переехала в Ленинград, где отец получил место на заводе. В восемь лет жизнь Игоря чуть не оборвалась: у него воспалилось среднее ухо, из-за чего мальчик перенес сложную операцию по трепанации черепа. Судьба уберегла будущего режиссера и во время блокады: Масленникова-старшего вместе с семьей эвакуировали в Челябинск, там он руководил производством танков Т-34.
В детстве родители часто водили Игоря в театр, ребенок посещал рисовальные классы и литературную студию. Но помыслов о кинокарьере не было, и после школы он поступил на филфак Ленинградского университета, который окончил в 1954 году. Затем годы работы в газете, на телевидении и оформление спектаклей для театров.
Под занавес хрущевской оттепели Игорь Масленников решается сменить профессию и поступает на Высшие режиссерские курсы при «Ленфильме». В 1967 году выходит его первая картина «Личная жизнь Кузяева Валентина», снятая в соавторстве с Ильей Авербахом. Дебютная работа не получила широкой известности у зрителя и сейчас почти забыта. Настоящая слава придет к режиссеру спустя 13 лет.
Популярностью пользовалась его спортивная драма «Гонщики» с Евгением Леоновым и Олегом Янковским в главных ролях. Его известность укрепил «Сентиментальный роман» по Вере Пановой — лирическая драма из 20-х годов прошлого века с Еленой Кореневой и Еленой Прокловой.
И сущим взрывом прозвучал российско-польский исторический фильм «Ярославна, королева Франции» с той же Еленой Кореневой и Николаем Караченцовым — о том, как в Киев прибыли послы короля Франции Генриха I просить у Ярослава Мудрого руки его дочери Анны, и о полном опасностей пути будущей королевы к ее парижскому трону. Картина по тем временам считалась необычно смелой для нашего целомудренного кино, некоторые ее эпизоды вызывали в печати шум, близкий к скандалу. Но фильм уже победно шествовал по экранам, став одним из хитов нашего проката.
Ну, а вслед за ним на телеэкранах появился наш отечественный Шерлок Холмс, которого даже во взыскательной Британии признали лучшим Холмсом всех времен и народов. Сериал начался с экранизации рассказов Конан-Дойла «Пестрая лента» и «Этюд в багровых тонах», а затем был продолжен киноверсиями рассказов «Последнее дело Холмса», «Пустой дом», «Знак четырех», «Скандал в Богемии», повести «Собака Баскервилей» и был закончен в 1986 году фильмом «Двадцатый век начинается».
Сериал этот по своей популярности соперничал с рекордсменом всех времен «Семнадцать мгновений весны» Татьяны Лиозновой: точно так же в часы телепремьер улицы городов пустели — все прикипали к экранам. Ничего подобного наше ТВ с тех пор уже не знало.
Сценарии первых двух эпизодов сериала о Шерлоке Холмсе написали сценаристы Юлий Дунский и Валей Фрид. Сделали они это не под заказ, а по собственной инициативе. И сами в 1979 году отнесли рукописи на «Ленфильм», где их и прочел Игорь Масленников.
Режиссер не был поклонником творчества Конана Дойла, но ему очень понравился сценарий. Позже он будет вспоминать, что охотно принялся за работу над сериалом, потому что Дунскому и Фриду удалось изобразить Холмса, как «живое олицетворение верности и надежности», а именно эти качества во все времена нужны людям. Кроме того, сценаристы противопоставили характеры сыщика и его помощника, что также, по мнению Масленникова, должно было обеспечить успех экранизации.
Первый фильм с Василием Ливановым (Холмс) и Виталием Соломиным (Ватсон) в главных ролях вышел на экраны в марте 1980 года. Картина сразу же приобрела популярность у зрителей и разошлась на цитаты.
Масленников снял все пять многосерийных фильмов о приключениях английского сыщика и его помощника. Последний — на заре перестройки в 1986 году. Эти картины признаны одной из лучших попыток экранизации историй о Шерлоке Холмсе, зрители любят их и вспоминают по сей день.
В чем же секрет успеха советского Шерлока? Масленников так ответил на этот вопрос в год своего 90-летия:
«Вы думаете, люди смотрят эти фильмы, потому что они захвачены сюжетом? Этот сюжет они знают с детства. Они в книжках уже давно все прочитали и про „Собаку Баскервилей“, и про другое. Нет, люди смотрят за отношениями между людьми. А отношения там с легкой издевкой, с иронией, с улыбкой. А это всегда интересно понаблюдать».
За год до выхода последнего советского фильма о Шерлоке в свет вышла первая часть трилогии «Зимняя вишня» — драма о жизни разведенной молодой женщины, в одиночку воспитывающей сына. В картине также уделено особое место человеческим отношениям. Критики считают «Зимнюю вишню» еще одним большим творческим успехом Масленникова.
Игорь Масленников стал одним из первопроходцев такого явления в кино, как франшизы: его мелодрама «Зимняя вишня» в кинотеатрах тоже била все рекорды, а слава исполнительницы главной роли Елены Сафоновой достигла апогея. Затем были сняты еще две части трилогии и, уже в новом веке, Масленников собирался снять «Зимнюю вишню-4», но проект не был поддержан ни телевидением, ни Минкультом; даже объявлялся не давший результатов краудфандинг.
Последние годы Игоря Масленникова
Из последних фильмов Игоря Масленникова — «Письма к Эльзе», мелодрама, которую сам режиссер считал едва ли не лучшей в своей фильмографии, но наш кинопрокат к тому времени был уже полностью оккупирован коммерческими зарубежными лентами, и картина к зрителям, в сущности, не попала, разделив судьбу многих образцов отечественного авторского кино.
Та же участь была суждена и экранизации пьес Островского «Волки и овцы» («Русские деньги») и «Свои люди — сочтемся» («Банкрот»). Они получили приз зрителей на фестивале «Литература и кино» в Гатчине, но удостоились массовой критики в печати за «театральность» стиля.
Игорь Масленников был первым секретарем Союза кинематографистов России, но потом демонстративно вышел из него, не согласившись с его новым курсом, и вернулся в Санкт-Петербург. Он был президентом киностудии «Троицкий мост» и вел свою мастерскую на Высших режиссерских курсах при Санкт-Петербургском институте кино и телевидения. Свой творческий путь он описал в книге «Бейкер-стрит на Петроградской».
Утром 17 сентября 2022 года о смерти режиссера сообщила его дочь. Похороны Масленникова организует Союз кинематографистов Санкт-Петербурга.