Авто

Российским автодилерам грозят банкротства из-за дефицита запчастей

Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), в которую входят крупнейшие европейские, а также японские, корейские и американские автоконцерны, работающие в России, в начале сентября направила в Минпромторг и Роспотребнадзор письмо с просьбой ввести мораторий на применение к дилерам и автоконцернам жестких санкций за несоблюдение сроков гарантийного ремонта. Иначе они могут обанкротиться из-за исков от потребителей, указывает ассоциация.

Это не пустая угроза. Крупные российские дилерские холдинги уже отказали сотням клиентов в сложном ремонте их автомобилей (замене двигателей и т. д.), и сейчас в судах рассматриваются несколько десятков исков по таким отказам, признаются дилеры. Из-за дефицита запчастей в России не могут отремонтировать многие тысячи автомобилей.

В России продолжается острый дефицит запчастей, прежде всего для дорогих автомобилей

Если в автомобиле обнаружен недостаток, не устраняемый за 45 дней, закон «О защите прав потребителей» дает покупателю право расторгнуть договор купли-продажи, заменить товар или уменьшить цену. Кроме того, за каждый день просрочки ремонта начисляется пеня в 1 % от стоимости товара, или 365 % годовых.

Например, в случае годовой задержки ремонта автомобиля стоимостью 3,5 млн руб. неустойка составит 6,4 млн руб., а с учетом штрафа — 10,5 млн руб.

Такие же штрафы начисляются, если автомобиль находится в ремонте больше 30 дней в каждом гарантийном году.

С марта в России острый дефицит запчастей, прежде всего для дорогих автомобилей: ЕС запретил импорт машин дороже 50 000 евро, комплектующих и расходных материалов к ним. Это фактически означает полный мораторий на ввоз запасных деталей для многих марок, объясняют дилеры.

«Если одна и та же деталь подходит для автомобиля стоимостью 30 000 евро и 50 000 евро, как поступит производитель? Откажется продавать», — объясняет общую проблему один из них.

Поэтому детали для кузовного ремонта, стекла и многое другое для BMW, Land Rover, Audi и других приходится завозить в Россию буквально в багаже — а это очень небольшие объемы.

«Пропускная способность нашего канала поставок по всем европейским запчастям сейчас — три багажника легкового универсала в неделю», — приводит пример директор крупной сети станций технического обслуживания.

В итоге, например, к августу 10 % клиентов компании «Ренессанс-страхование» вообще не смогли отремонтировать автомобиль по КАСКО и взяли денежную выплату по калькуляции, рассказывал на конференции аналитического агентства «Автостат» вице-президент страховой компании Сергей Кожевников.

«Это показывает на достаточно большом портфеле, какое количество автомобилей мы не можем отремонтировать нигде в России, вернее, их владельцы не готовы ждать запчастей для ремонта неизвестно сколько времени», — объяснял Кожевников.

В начале года доля получателей денежных выплат была меньше 1 % от числа страховых случаев. В этих условиях компании пришлось самой озаботиться поиском запчастей.

Автоконцерны, ушедшие из России, фактически отказались выполнять гарантийные обязательства

Помимо отсутствия запчастей, ремонту мешает еще и то, что многие автоконцерны, ушедшие из России или заморозившие свою работу здесь, например американский концерн GM, импортировавший в страну дорогие модели Cadillac и Chevrole, фактически отказались выполнять гарантийные обязательства. Дилеры объясняют, что не готовы брать на себя многомиллионные расходы на ремонт.

Другие автоконцерны, например VW Group (Volkswagen, Skoda, Audi, Lamborghini, Bentley и Ducati), препятствуют импорту запчастей даже для недорогих моделей, жалуются дилеры.

«В нашем автопарке пять Skoda Octavia последнего поколения, попавшие в серьезные ДТП весной и летом, до сих пор не отремонтированы: вообще нет запчастей для кузовного ремонта», — рассказывает владелец одной из московских курьерских служб.

Минпромторг еще рассматривает обращение, а в Роспотребнадзоре сообщили «Коммерсанту», что считают просьбы АЕБ неприемлемыми, потому что их реализация приведет к «массовому отказу от ремонтов транспортных средств, снижению качества клиентского сервиса и непрогнозируемому затягиванию сроков ремонта».

Константин Корнеев

Эксперт и автор статей zensovet.ru. Пишет более 20 лет.

Recent Posts

Госдума изменила систему пенсий для россиян: что ожидает пенсионеров с 2024 года, последние новости

Госдума приняла в первом чтении законопроект, который позволит россиянам заключить договор долгосрочных сбережений сроком на…

11 месяцев ago

Одесса, Харьков 25 мая, последние новости на сегодня из Одесской, Харьковской областей 25.05.2023

Свежие новости из Одессы и Харькова на сегодня, 25 мая 2023 года: обзор последних событий,…

11 месяцев ago

Кто станет преемником Путина? В СМИ и соцсетях обсуждают, кто будет новым президентом России после В.В.Путина

После конституционной реформы в 2020 году действующий президент России получил возможность баллотироваться еще на два…

11 месяцев ago

Белгород сегодня 25.05.2023, последние новости: обстановка в Белгородской области, новые обстрелы и атаки ВСУ 25 мая 2023 года

Белгородская область продолжает подвергаться обстрелам и атакам со стороны ВСУ. Недавно в регионе был введен…

11 месяцев ago

Авдеевка, Марьинка сегодня, последние новости на 25 мая: обзор боевых действий, обстановка на фронтах 25.05.2023

Марьинка и Авдеевка сегодня 25 мая 2023 года: что происходит, где идут бои, обзор последних…

11 месяцев ago

Мобилизация в России 2023: что известно на сегодня, 25 мая 2023 года. Верховный суд РФ заявил о продолжении мобилизации

Возобновление мобилизации на СВО в России с 1 июня 2023 года: что известно на сегодня?…

11 месяцев ago