Reuters сообщает о рекордном количестве невостребованных танкеров с российской нефтью. Как пишет агентство со ссылкой на данные аналитиков Vortex, трейдеры с трудом находят покупателей на марку Urals. Сейчас в море якобы находятся суда, на борту которых около 62 млн баррелей российского сырья.
Согласно подсчетам Vortex, которые приводит Reuters, объем такой «бесхозной» нефти утроился с начала военной спецоперации на Украине. В «плавучих хранилищах» осело 15% всего российского нефтяного экспорта, который держится на довоенных уровнях, несмотря на угрозу эмбарго ЕС.
По итогам апреля России удалось продать за рубеж рекордный в этом году объем нефти. Морские поставки достигали 4 млн баррелей в день. На середину мая они просели на 15%, до 3,4 млн баррелей в день, что, впрочем, выше, чем в первые, довоенные недели февраля (2,8–3 млн баррелей в сутки).
Поставки нефти Urals в Западную Европу из балтийских портов рухнули почти вчетверо: с 1,25 до 0,3 млн баррелей в день. Но не нашедшие спроса объемы с удовольствием выкупили страны Азии, которым пришлась по душе скидка в 30 долларов за баррель и выше.
Тем не менее совокупные цифры российского нефтяного экспорта «не показывают всей картины», отмечает управляющий директор Vortex Клэй Сигл:
«Российская нефть в море продолжает накапливаться».
О проблемах с экспортом говорят и данные по добыче нефти, которая просела на 830 тысяч баррелей в сутки, согласно оценке Bloomberg.
Наибольшие потери несет «Роснефть», у которой доля заглушенных скважин достигла 30%, хотя в начале года составляла лишь 17%. Добыча крупнейшей нефтяной компании России обвалилась на 28% и обеспечила две трети спада национальной нефтяной промышленности.
«Основной фактор, влияющий на показатели производства российских нефтяных компаний, — это их способность продавать нефть на экспорт и увеличивать переработку внутри страны», — говорит Дарья Мельник, старший аналитик Rystad Energy.
Однако эксперты утверждают, что значительная часть нефти переливается с одних судов на другие в попытке обойти санкции. Главный редактор медиапортала «Федерация лизинга» Алексей Екимовский напоминает, что российским танкерам запрещено заходить во многие порты:
«Это связано с санкциями. Они могут стоять на рейде в ожидании продвижения, но, во-первых, для того, чтобы судно совершило путь, ему по дороге нужно зайти в какой-то порт на обслуживание, заправиться и так далее. Шипчандлерские услуги, провизию завести. Они, соответственно, не могут туда зайти, а иной раз и продолжить движение. Во-вторых, существует такая история, как перевалка груза на рейде, то есть два танкера могут встретиться фактически в открытом море и перелить из одного в другой нефть, нефтепродукты и любой жидкий груз — это спокойно делается в море».
Евросоюз продолжает обсуждать шестой пакет антироссийских санкций. По словам министра экономики Германии Роберта Хабека, уже в ближайшие дни страны ЕС могут согласовать эмбарго на российскую нефть. В то же время глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен в интервью MSNBC выступила против полного и немедленного запрета. По ее словам, это не возымеет эффекта, которого ожидают некоторые европейские лидеры.
С этим соглашается и ведущий сотрудник Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. По его словам, ситуация показывает, что единства по вопросу очередных санкций в Европе нет:
«Эффекты в случае введения этого эмбарго противоречивые. Они же хотят не себя лишить нефти, а Россию — финансирования, а это значит, что она никуда не должна отправлять продукцию, вообще экспортировать ее не должна. Если они введут, как и предполагалось в первоначальной версии шестого пакета санкций, запрет на перевозку российского сырья, тогда действительно это создаст проблемы, и мы будем вынуждены остановить существенную долю того, что экспортируем в Европу, и, соответственно, добычу. Но это приведет к повышению цен на нефть в мире. Получается, что европейцы от этого пострадают, а Москва все равно часть сырья будет поставлять на азиатские рынки, где увеличит свои заработки».
Пока Европа вроде как делает вид, что принимает новые санкции, давит на Россию и закупает все меньше сырья, но при этом она заинтересована, чтобы РФ успешно нашла новые рынки сбыта. И Россия действительно потихоньку все больше уходит на азиатские, например, существенно увеличила поставки в Индию. Вместо России в Европу приходит Саудовская Аравия, африканские производители, которые ушли с азиатских рынков — по сути, поставщики поменялись рынками сбыта.
«Вариант с постепенным эмбарго более реален, — говорит Игорь Юшков. — Но тут основная проблема в том, что за последние пару лет достаточного объема инвестиций в новые проекты не было. Пока процесс наращивания добычи в других странах очень сильно пробуксовывает из-за недоинвестирования в последние годы».
Главный противник нефтяного эмбарго в Европе — Венгрия. Премьер-министр страны Виктор Орбан сравнил такие меры с «атомной бомбой для венгерской экономики». Будапешт потребовал от Брюсселя предоставить инвестиции и компенсации в размере €18 млрд для смягчения удара по бюджету в обмен на согласие по вопросу эмбарго. Будет ли эта выплата единоразовой, власти Венгрии не уточнили.
Госдума приняла в первом чтении законопроект, который позволит россиянам заключить договор долгосрочных сбережений сроком на…
Свежие новости из Одессы и Харькова на сегодня, 25 мая 2023 года: обзор последних событий,…
После конституционной реформы в 2020 году действующий президент России получил возможность баллотироваться еще на два…
Белгородская область продолжает подвергаться обстрелам и атакам со стороны ВСУ. Недавно в регионе был введен…
Марьинка и Авдеевка сегодня 25 мая 2023 года: что происходит, где идут бои, обзор последних…
Возобновление мобилизации на СВО в России с 1 июня 2023 года: что известно на сегодня?…