Виктор Пелевин выпускает 29 сентября новый роман. Он называется «KGBT+» и выходит в издательстве «Эксмо». Это продолжение прошлогодней книги Transhumanism Inc., но если вдруг она прошла мимо вас, автор об этом позаботился и напомнил краткое содержание предыдущих 500 страниц.
Книги писателя по-прежнему входят в десятку самых ожидаемых новинок года. Во вселенной Пелевина феминисткам и либералам снова досталось, слово «война» встало в один ряд с матерными словами и запрещено к употреблению, а боевая кукла уложила на лопатки живую женщину.
О чем роман Виктора Пелевина «KGBT+»
Мир романа — далекое и не слишком счастливое будущее. «Уже пять веков мы живем от конфискации до мобилизации» — так характеризует последний исторический отрезок главный герой. Поскольку это одновременно и мир предыдущей книги Виктора Пелевина — Transhumanism Inc., — а Виктор Олегович хотя и славится ироничным отношением к читателям и особенно читательницам (к последним он регулярно обращается в новом романе отдельно), но все же в целом к ним благосклонен. Поэтому он сам любезно напомнил, в каких декорациях действуют его герои. Имеет смысл привести цитату целиком:
1) Добрым Государством (бывшей Россией) правят сердобол-большевики во главе с Дядей Отечества — баночным генералом Судоплатоновым (такова официальная позиция, но все знают, что Судоплатонов умер, а правит генерал Шкуро, хотя сомнения есть и в этом). В Европе демократический ислам, Америка скрыта за атлантическим файерволом. За степями Курган-Сарая — великая азиатская империя Да Фа Го (если не путаю орфографию), про которую мы знаем и того меньше. На планете гуманная зеленая эра на ветряках и лошадиной тяге.
2) Все богатые люди давно отъехали в банки. Их мозги хранятся под землей в специальных цереброконтейнерах, и у них своя иерархия — целых десять таеров.
3) Заправляют нашим экологическим раем „ТRАNSНUМАNISМ INС.“ и „Открытый Мозг“, что по сути одно и то же, просто трансгуманисты специализируются по подземным мозгам в банках, а „Открытый Мозг“ — по мозгам живых людей (нулевой таер).
4) Владеет всеми таерами, кроме нулевого, Прекрасный Гольденштерн (он же Гоша, если не боитесь минусов в карму) — личность легендарная и, скорей всего, мифическая: эдакий корпоративный хай-тек-Санта-Клаус. Говорить про него вслух без крайней необходимости не рекомендуется. С ним связано сразу несколько баночных культов, а что бывает за оскорбление технорелигиозных чувств, вы знаете без меня.
5) Оставшихся на поверхности земли гомиков (от homo sapiens) держат на электронных ошейниках-кукухах как собак на цепи — разумеется, для нашего же удобства. В Добросуде нас контролируют одновременно сердоболы и „Открытый Мозг“, враждующие между собой, — чтобы понять, как такое возможно, надо здесь немного пожить. В голове у каждого гомика стоит работающий вместе с кукухой имплант, разворачивающий консумерические, политические и прочие предпочтения в пользу властей, „Открытого Мозга“ или тех, кто за это платит (это деликатно называется „подсветкой“).
Также стоит добавить, что стены Кремля — белые, США зовутся Соединенными Местечками, а слово «война» запрещено к употреблению вместе с тремя матерными корнями. В романе за них полагается минус в карму.
Несмотря на заботу автора о читательской памяти, вспомнить предыдущую книгу все же полезно (подробная рецензия на нее здесь), не только потому что мир героев «KGBT+» и Transhumanism Inc. идентичен, но и потому, что сами персонажи друг другу не чужие.
Если набраться терпения и внимательно прочесть первые 100 страниц нового романа, которые могут сбивать с толку некоторым начетничеством, но действительно нужны тем, кто не читал или напрочь забыл предыдущую книгу, то потом начнется главное интересное. И оно стоит потраченных усилий. Итак популярный вбойщик по имени KGBT+, или просто Кей (в этой аббревиатуре, созданной проницательной нейросетью, бесконфликтно соединились КГБ с ЛГБТ, чтобы обеспечить артисту лояльность максимально широкой аудитории), распростившись с земным существованием в человеческом теле и переехав мозгами в банку, рассказывает историю своей жизни. Или жизней, потому что их у него было несколько.
В начале 1940-х годов XX века он был японцем, отпрыском самурайского рода по происхождению, но считал себя европейцем и любителем западной философии. Во время Второй мировой служил в Бирме, осуществлял допросы пленных англичан и коммуникацию с германским союзником. Встреча с монахом из монастыря со странным названием «Дом Бахии» все изменила. Монах, который в недавнем прошлом был профессором философии, а в далеком — современником Будды, рассказал, что раньше они были знакомы, он должен ему по прошлой жизни и готов помочь прям сейчас — научить, как путем медитации умереть здесь и воплотиться в другом теле в другом мире, прошлом, будущем или вымышленном.
Тогда японец придумал мир трансгуманизма, описанный в предыдущем романе, и стал Сасаки-сан — баночником третьего таера, который сделал состояние на фехтующих друг с другом боевых куклах для развлечения якудз. Его история подробно описана в новелле «Поединок» из Transhumanism Inc.
Но Сасаки-сан оказалось скучно сидеть в банке, и он решил снова родиться в человеческом теле, снова мужском. Тут нам опять понадобится книга Transhumanism Inc., потому что герои третьей новеллы («Свидетель прекрасного»), молодой человек либеральных взглядов и юная сердоболка, проводят выходной день в Парке Культуры. В результате их совместного трипа и секса в кабине колеса обозрения на свет появляется сын Салават (собственно будущий вбойщик KGBT+ и заглавный герой новой книги) и его сестра-двойняшка Няша.
А чтобы не начинать с нуля, Сасаки-сан создает маяк, сетевой робот, способный выйти на связь с новым воплощением себя и передать ему весь предыдущий жизненный опыт. И Кею это поможет в его вбойках, придаст им глубину и многомерность.
Детство мальчика не было счастливым: мать умерла в результате несчастного случая, отец спился от горя и несправедливости и покончил с собой. Девочку Няшу забрали родственники, Салават оказался в интернате, где его за казенный счет стали готовить к профессии переговорщика с террористами.
Рискуя получить минус в карму за обилие спойлеров (но поверьте, все главное или не этом, или впереди), стоит сказать, что переговорщиком Салавату стать не удалось, провалил первое же задание, однако навыки выстраивания коммуникации со случайными и не вполне адекватными собеседниками плюс соответствующий имплант в голове сыграли свою роль в карьере вбойщика.
Вбойщик — что-то среднее между рэпером и блогером. Музыка (Кей и его муза Герда предпочитают Бетховена и Beatles) плюс текст на заданную тему, усиленные прямой трансляцией с импланта артиста и его музы на импланты зрителей (в терминах романа — свидетелей), в сумме дают вруб. То есть чувство озарения и экстаза. Вбойщики опираются на образ и эмоцию. Поэтому они предпочитают работать вживую. Концерты вбойщиков называются стримами.
Вбойщики работают не только по наитию (излюбленные темы Кея и Герды — катастрофа и летитбизм — от песни Let it Be), но и отрабатывают темники (вакцины, например). При этом пиар-лайфхак от продюсера с говорящим именем Люсефедор (но Виктор Олегович обнажит прием и опровергнет связь с Люцифером) звучит так: зрителям должно казаться, что тебя вот-вот стащат со сцены за правду, но важно чувствовать грань, чтобы этого не произошло на самом деле. В книге вообще много остроумного про пиар и политтехнологии, как обычно.
Собственно, о взлете карьеры KGBT+, его стримах, роли в мировой политике, огромной любви, огромном же разочаровании, трагедии, смерти и последующей жизни в банке и рассказывает одноименный роман. Это автобиография Кея. Но ее уже пересказывать не стоит, потому что это будет действительно спойлер.
Новый роман Виктора Пелевина — стоит ли читать
На полях можно заметить, что Виктор Олегович по-прежнему ехиден, и так же любит цитаты и автоцитаты. Либералы упоминаются в постоянной связке с «подрейтузниками», Сити превратилось в Сито с избами не выше трех этажей. Феминистки снова служат объектом для нежных насмешек, как и Pussy Riot, и Грета Тунберг. Всплывает Пустота, Аристотель, Толстой, культ идеальной куклы с выставленной на максимум сучестью (также автор передает привет Кадзуо Исигуро и его роману «Клара и солнце»).
С этого можно было бы начать, но можно и закончить. Главный вопрос, который всех интересовал перед выходом «KGBT+»: как Пелевин, который взял на себя негласную обязанность подводить ироничный медийный итог минувшего года, справится с повесткой, за которой не успевают даже интернет-СМИ с их секундной реакцией на происходящее?
Так вот, он справился. Более того — вступил в резонанс, усилил впечатление, придал другое измерение настоящему, отразив его в вымышленном будущем. Но и это еще не все. Кей пишет автобиографию в качестве прощания. Он переходит из активного участника, модного стримера, в отстраненного наблюдателя. Его время прошло, физическая жизнь закончилась, эпоха сменилась. «Чтобы покой наступил, нужно перестать за него бороться». Let it Be. Почему-то в этом читается и авторский посыл тоже.