Максим Аверин сыграет отравителя
Брак поневоле или счастливый случай — задают вопрос, обсуждая событие, которое в предновогодней суете не прозвучало так громко, как того заслуживает. А именно: слияние в один холдинг академического театра Сатиры с небольшим театром «Прогресс сцена Армена Джигарханяна». Худрук нового образования Сергей Газаров 30 декабря ровно в полдень провёл свой первый общий сбор объединённой труппы, на котором обозначил вектор движения, огласил планы и успокоил взволнованные актерские массы — процесс слияния будет идти на протяжении первого полугодия 2022 года в комфортном для всех режиме.
Для начала цифры: теперь в активе театра четыре площадки, рассчитанные в общей сложности на 1878 зрителей: основная сцена Сатиры (1200 мест), Прогресс сцена Армена Джигарханяна (440), «Чердак Сатиры» (150) и Малая сцена на Спортивной (88). Каждая из этих площадок, став частью одного театра, должна обрести собственное лицо.
При таком раскладе худрук пообещал много масштабных, оригинальных, ярких премьер, — постановки современных авторов, новое прочтение классических произведений и спектакль для детей.
Дальше был оглашён весь список: первым номером идёт «Маскарад» — пластический спектакль режиссера и хореографа Сергея Землянского по мотивам одноименной драмы Лермонтова. Хореограф уже встречался с артистами обеих трупп, но кого отобрал для постановки пока не известно. Зато имя исполнителя главной роли — отравителя Арбенина — огласили. Это Максим Аверин.
Сам Газаров уже в феврале приступит к репетициям спектакля «Дядя Жорж», который он сочиняет на основе двух чеховских пьес — «Леший» и «Дядя Ваня». В сочинение для театра режиссёр использовал только чеховский текст и никаких там излишеств и извращений. А в конце сезона Газаров возьмётся за пьесу Евгения Шварца «Голый король», пообещав превратить сатирическое произведение в яркое, праздничное, музыкальное действие. Как это возможно? Увидим в канун 2023 года.
Отрадно слышать, что президент «Сатиры» Александр Ширвиндт, который не только блистательный артист, но и замечательный писатель, начнёт работать над спектаклем о жизни самого театра Сатиры. Он сложит ее из важных и незначительных, смешных и грустных эпизодов обитателей знаменитого Дома на Садово-Триумфальной площади (сразу вспомнились легендарные «Маленькие комедии большого дома» — некогда гремевший в Москве спектакль — М.Р.). По сути, это должен быть моноспектакль, но худрук планирует, что президента и народного артиста поддержат молодые и оркестр театра.
Что и говорить, прожектов в объединённом театре громадье: тут тебе и классика — Достоевский («Свидригайлов» по мотивам романа «Преступление и наказание», реж. Саркисов), и современный жесткач Полины Бородиной («Рыба и шоколад», реж. Галина Полищук). А также «Фрида: девять писем к Диего», и «Саламандры» екатеринбургского драматурга Ярославы Пулинович. А ещё на базе объединенного театра в 2022 году будет организована драматургическая мастерская.
Рассказали собравшимся и о том, что имеется в репертуарном портфеле и ждёт своего часа (пьеса «Весталка», пишет Николай Коляда по мотивам романа уральского прозаика Николая Никонова, киносценарий Жана-Поля Сартра «Ставок больше нет»). И даже обрисовали перспективы на 2023 — два спектакля по прозе М.А. Булгакова – «Собачье сердце» и «Роковые яйца». В общем, работай — не хочу.
В укрупненной Сатире наконец то вспомнили Валентина Плучек — в 2024-м ему исполнится 115 лет. Планируется, что это событие также найдёт своё место в жизни театра.
Немаловажная информация: «Прогресс» на Ломоносовском обещают летом поставить на ремонт, в связи с чем часть репертуара переедет в «Сатиру». Первым оттуда съедет премьерный спектакль Газарова «Балалайкин и Ко» — уже в феврале. Но как заметил худрук, далеко не все спектакли репертуара, идущие сегодня на Ломоносовском, после ремонта вернутся на переоснащённую сцену. Но, как говорится, свято место пусто не бывает — место старых займут новые постановки, предназначенные именно для этого пространства, и в них будут заняты артисты обеих трупп.