Умер народный художник России Иван Лубенников.
На 71-м году жизни скончался народный художник России, академик Российской академии художеств (РАХ) Иван Лубенников. Об этом сообщили в пресс-службе академии.
Лубенников ушел из жизни сегодня, 3 октября. Причина смерти не уточняется. «Большая печаль, огромная утрата — скончался великий художник, монументалист», — отметили в академии.
«Светлые воспоминания о человеке, который честно и достойно прожил свою жизнь, оставив после себя плоды своих добрых дел, всегда будут сильнее смерти», — сообщили в пресс-службе РАХ.
Коллеги покойного Ивана Лубенникова выразили искренние соболезнования его семье, близким и коллегам.
Где и когда состоятся похороны, пока не известно.
Ива́н Леони́дович Лубенников (14 мая 1951, Минск — 3 октября 2021) — российский художник-монументалист, профессор кафедры живописи и композиции МГАХИ им. В. И. Сурикова, народный художник Российской Федерации (2006), действительный член Российской академии художеств (2012).
По национальности — белорус.
Иван Лубенников окончил Московскую среднюю художественную школу и институт им. Сурикова по классу монументальной живописи (мастерская К. А. Тутеволь). Признание профессионального сообщества и либеральной критики пришло к художнику в начале 1980-х годов, благодаря росписям актового зала комбината «Трёхгорная мануфактура», за которую он получил одну из премий МОСХ РСФСР «Лучшая работа года». За оформление экстерьера и интерьера нового железнодорожного вокзала в Звенигороде, ныне утраченный последней реконструкцией без участия автора, награждён «Первой премией МГОХФ».
Живописные работы Ивана Лубенникова занимали почётные места на Московских молодёжных выставках, что отмечалось Дипломами.
В 1990-е годы начался расцвет интереса к советскому искусству у зарубежных коллекционеров. Именно тогда были приобретены более десятка работ художника известным немецким собирателем современного искусства Петером Людвигом, который и в дальнейшем продолжал интересоваться творчеством Лубенникова. Затем последовали приобретения Генри Наннена и других.
Первая крупная персональная выставка Лубенникова открылась в 1987 году в Выставочном зале «На Каширке». Она пользовалась пристальным вниманием публики и профессиональной критики и практически вся разошлась по отечественным музеям и зарубежным коллекциям. Одновременно художник много работал в архитектуре.
В конце 1980-х годов И. Лубенников оформил и усовершенствовал фасады Московского театра на Таганке конструкциями из металла.
В 1980-м году создал Советский раздел Международного музея Освенцим (совместно с архитектором Александром Скоканом).
Одной из самых крупных работ художника в 80-е годы стало его участие в создании Государственного музея В. Маяковского в Москве, где в соавторстве с Е. Амаспюром, А. Волковым, И. Обросовым и др. он воплотил множество объёмно-пространственных композиций из металла и бетона.
С начала 1990-х годов возникает перерыв в работе с архитектурой, вызванный экономическими проблемами новой России. В этот период Лубенников сотрудничал с зарубежными галереями: в Соединённых Штатах Америки, во Франции и Нидерландах. Его работы часто складываются в крупные частные коллекции, например, коллекция президента фирмы «Люрекс» в Париже.
Параллельно И. Лубенников преподаёт в МГАХИ им. В. Сурикова и занимается общественной работой. В конце 1980-х гг., на волне перестройки, он избирается секретарём правления СХ СССР, а позже, уже в конце 1990-х, становится председателем секции Художников-монументалистов МСХ. Также Лубенников занимается организацией выставок, в числе которых Семнадцатая молодёжная выставка МОСХ, выставка «Иллюзии и реальность», составленная из произведений наиболее авторитетных авторов СХМ МСХ.
В 2005 году И. Лубенников вместе с четырьмя другими художниками за три с половиной года оформил станции Московского метро:
«Маяковская» — мозаики на своде северного вестибюля, отмеченные в 2009 году Международной премией В. Маяковского), «Сретенский бульвар» — панно из травленого металла, «Славянский бульвар» — интерьер. Также Лубенников создал объёмно-пространственную композицию из металла и литого стекла «Курочка Ряба», подаренную Парижскому метрополитену и размещённую на станции «Мадлен» линии 14.
В марте 2012 года награждён «Премией правительства РФ в области культуры за 2011 год» за оформление станций московского метро «Маяковская», «Сретенский бульвар» и «Славянский бульвар».
В 2004—2006 И. Лубеников создает и осуществляет архитектурно-художественную концепцию храма Воскресения Христова (архитектора А.Анисимов, З. Батракова), поселок Переделкино, Московская область.
Некоторые из станковых произведений художника хранятся в национальных собраниях: в Третьяковской галерее, Государственном Русском музее и многочисленных региональных музеях и галереях. Большая часть работ И. Лубенникова находится в частных и музейных коллекциях других стран, многие из этих работ неизвестны в России.
В октябре 2011 года выходит первая художественно-документальная книга, двухтомник, посвящённая творчеству И. Лубенникова. Первый том: репродукции более двухсот живописных полотен и десяти монументальных объектов. Второй том: художественно-документальная проза И. Лубенникова. Выпущено издательством Agey Tomesh/WAM (World Art Museum) при участии Министерства культуры РФ и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
В октябре 2011 года Лубенников был награждён орденом Дружбы.
Скончался И. Л. Лубенников 3 октября 2021 года.
В своих картинах Иван Лубенников включает и гротесковые приемы, которые более характерны для графики. Художник намерено подчеркивает масштабность изображения. Если говорить про язык его картин, то он плакатно-монументальный, это связано с образованиемЛубенникова как художника – монументалиста, который обратился к станковой живописи.
Для картин Ивана Лубенникова характерна простота. Простота композиции, особенно в полотнах последних лет, на которых изображены один – два предмета. Фон его картин весьма условный, на котором видны лишь наметки уличного пространства, либо каких-либо погодных условий.
Художник не детализирует свои картины, он показывает всего лишь их суть. Но если в картиныЛубенникова присмотреться, то можно увидеть в них новые смыслы, неочевидные на первый взгляд, а простые предметы приобретают новый смысл.
В своем творчестве Иван Лубенников обращается как к классическим и устоявшимся приемам и традициям, так и к приемам, появившимся в наше время. Художник очень любит менять фактуру. Поверхность холста он может серебрить или золотить. Использует Лубенников не только кисть, на свои картины он наносит краску так же валиком. К коллажу художник относится так же положительно и прибегает к нему в своем творчестве.
«Если художник делает китчевые работы, спекулируя на вере, народном самосознании и так далее, то это искусство не может быть позитивным. Нельзя принимать зрителей за идиотов, способных “съесть” любую предлагаемую им безвкусицу. Все можно наполнить серьезной, глубокой идеей или сделать поверхностно. И зритель, подумав, всегда отличит, что хорошо, а что плохо. Правда, при условии внутренней подготовленности, внутренней культуры».
На своих картинах Иван Лубенников очень интересно отображает время – в какой-то одной зафиксированной секунде спрессовываются настоящее, прошлое и будущее. Элементы сказочности так же присутствуют на картинах художника. Очень любит Лубенников поиронизировать, причем не только над персонажами своих картин, но и над собой.
Не прошел художник в своем творчестве женские образы. Для него женщина – это часть мира, часть гармонии в этом мире. Очень часто он рисует женщину обнаженной, показывая ее первозданный вид, и тем самым еще раз говорит о том, что женщина – это Божье создание.
Всю сознательную жизнь я занимаюсь этим делом. И не представляю себе жизни без него. С годами многое изменяется в нас. Меняются напор, колорит, вопросы, которые мы задаем сами себе. Одно остается неизменным — желание скрыться в убежище собственного творчества, остаться тем самым наедине с самим собой и почувствовать свою принадлежность Большому Вечному Миру. Предстать без тайн и прикрас перед Богом.
О личной жизни Ивана Лубенникова ничего не известно.
Госдума приняла в первом чтении законопроект, который позволит россиянам заключить договор долгосрочных сбережений сроком на…
Свежие новости из Одессы и Харькова на сегодня, 25 мая 2023 года: обзор последних событий,…
После конституционной реформы в 2020 году действующий президент России получил возможность баллотироваться еще на два…
Белгородская область продолжает подвергаться обстрелам и атакам со стороны ВСУ. Недавно в регионе был введен…
Марьинка и Авдеевка сегодня 25 мая 2023 года: что происходит, где идут бои, обзор последних…
Возобновление мобилизации на СВО в России с 1 июня 2023 года: что известно на сегодня?…