Categories: Экономика

Эксперт оценил реализацию проектов в рамках государственно-частного партнерства

«Пока рынок продолжит «латать пробоины», оставленные пандемией»

Правительство РФ в конце года, «под ёлочку», утвердило стратегию цифровой трансформации транспортной отрасли до 2030 года. Важный раздел документа – развитие в России интеллектуальных транспортных систем, в том числе создание цифровых «двойников» дорожных объектов для внедрения беспилотного автомобильного транспорта. «МК» попросил эксперта оценить перспективы продвижения этих технологий.

В целом финансирование госпрограммы «Развитие транспортной системы» до 2023 года составит порядка 3,4 трлн рублей. На умные транспортные системы выделено 172,3 млрд рублей. В ряде регионов уже запущены пилотные проекты.

Пока интеллектуальные транспортные системы в основном развиваются в Центральной России. Такие системы позволяют избежать дорожных заторов, оптимизировать маршруты общественного транспорта, оповещать водителей и пассажиров о ситуации на дороге. Интеллектуальные транспортные системы внедряются, как правило, на платных дорогах.

Комментируя итоги внедрения новых транспортных проектов в рамках государственно-частного партнерства, эксперт в области интеллектуальных транспортных систем, директор развития интеграционных проектов группы компаний «Урбантех» Денис Сидоров сказал «МК», что итоги прошедшего 2021 года для рынка неоднозначные:

«С одной стороны, рынок так и не вышел на допандемийные уровни. С другой стороны, у должностных лиц много страхов по поводу любых расходных и условно-расходных обязательств – постоянно приходится слышать «а вдруг из-за пандемии опять отменят, запретят, приостановят…».

По словам Дениса Сидорова, спрос по всем направлениям традиционного инфраструктурного бизнеса стал ниже.

«В основном пострадало строительство аэропортов, автодорог, — сказал он. — Как ни удивительно, но медицинские учреждения тоже в аутсайдерах, по нашим ощущениям – в условиях пандемии важнее была скорость строительства, чем качество, а в этом параметре лидирует, конечно, прямая закупка. Особенно с учетом «ковидных» механизмов закупки зданий с оборудованием, когда речь идет о чрезвычайных ситуациях».

Как отметил эксперт, речь идет не только о соглашениях о государственно-частном партнерстве, а обо всех таких проектах, в том числе структурированных на основе закона о закупках, включая разного рода сервисные модели и контракты жизненного цикла.

«На рынок проектов государственно-частного партнерства давит и рост затрат — подорожали и стройматериалы, и сами деньги — и рост доходности в других отраслях – деньги «уходят» в более консервативные инструменты с высокой доходностью, — сказал Денис Сидоров. — Несмотря на это, за период пандемии вырос спрос публичной стороны на цифровизацию того, что раньше «как-то работало». Отсюда и взлет рынка в тех сферах, где цифровых сервисов не хватает больше всего – городское хозяйство, услуги для граждан, средства мобильности, транспорт и управление в дорожной сфере».

По мнению специалиста, «яркий пример возросшего спроса – запрос на поиск нарушителей транспортировки строительных отходов по изображениям с использованием нейросетей, которые разработаны и предоставлены государственным заказчиком».

«Проект успешно реализуется в Московской области с третьего квартала 2021 и уже отмечен наградой губернатора за цифровую трансформацию отрасли, — напомнил эксперт. — Фактически идет интеллектуальная обработка того, что раньше делалось в аналоговом режиме. Также стоит отметить ряд инициатив в сфере развития «умного транспорта»: в сфере общественного транспорта и организации дорожного движения значительно выросла ценность математически просчитанных и обоснованных предложений. Заказчикам уже недостаточно сказать «мы сделаем полосу для автобусов» — нужно объяснить, как изменится транспортный поток и как распределятся автомобили, которые до этого по ней ехали».

Прорывом года, по мнению Сидорова, можно считать концессионные соглашения в сфере пассажирских перевозок городским транспортом, а именно обновление трамвайного парка и канатных дорог.

«Также запущено много проектов интеллектуальных транспортных систем по комплексным моделям «создание плюс обслуживание в период внедрения» с привлечением федеральных субсидий в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные дороги», — сказал он. — А вот у комплексных концессий в «околотранспортной» сфере пока сложности – Новосибирск не смог запустить «умные остановки». Из других регионов также регулярно слышны тревожные звоночки».

Говоря о результатах 2021 года, Сидоров отмети возросший интерес в обществе к моделям государственно-частного партнерства.

«Но сказать, что схема стала действительно востребована, особенно когда речь идет о проектах «до миллиарда», конечно же, нельзя, — отметил он. — Должностные лица по-прежнему настороженно относятся к таким инициативам, а постоянное внимание надзорных органов к таким проектам среднего масштаба добавляет сложностей».

В наступившем 2022 году эксперт надеется на то, «что улучшится системность и повысится прогнозируемость принимаемых решений в области развития всех уровней инфраструктуры, чтобы создаваемые системы «умных остановок» не упирались в не обновлённые автопарки, чтобы на основании получаемой «big data» принимались обоснованные и взвешенные решения».

«Тогда в существующих кейсах значительно вырастет положительный эффект, а это значит, что будут конкретные примеры, которые можно и нужно тиражировать, — сказал он. — А пока рынок продолжит «латать пробоины», оставленные пандемией, в результате которой ценность многих объектов и многих бизнесов подверглась существенному пересмотру».

Андрей Димираки

Андрей Димираки, эксперт и автор статей zensovet.ru. Пишет более 15 лет.

Recent Posts

Госдума изменила систему пенсий для россиян: что ожидает пенсионеров с 2024 года, последние новости

Госдума приняла в первом чтении законопроект, который позволит россиянам заключить договор долгосрочных сбережений сроком на…

12 месяцев ago

Одесса, Харьков 25 мая, последние новости на сегодня из Одесской, Харьковской областей 25.05.2023

Свежие новости из Одессы и Харькова на сегодня, 25 мая 2023 года: обзор последних событий,…

12 месяцев ago

Кто станет преемником Путина? В СМИ и соцсетях обсуждают, кто будет новым президентом России после В.В.Путина

После конституционной реформы в 2020 году действующий президент России получил возможность баллотироваться еще на два…

12 месяцев ago

Белгород сегодня 25.05.2023, последние новости: обстановка в Белгородской области, новые обстрелы и атаки ВСУ 25 мая 2023 года

Белгородская область продолжает подвергаться обстрелам и атакам со стороны ВСУ. Недавно в регионе был введен…

12 месяцев ago

Авдеевка, Марьинка сегодня, последние новости на 25 мая: обзор боевых действий, обстановка на фронтах 25.05.2023

Марьинка и Авдеевка сегодня 25 мая 2023 года: что происходит, где идут бои, обзор последних…

12 месяцев ago

Мобилизация в России 2023: что известно на сегодня, 25 мая 2023 года. Верховный суд РФ заявил о продолжении мобилизации

Возобновление мобилизации на СВО в России с 1 июня 2023 года: что известно на сегодня?…

12 месяцев ago