Умер Жан-Люк Годар — причина смерти, биография

На 92-м году жизни умер Жан-Люк Годар, создатель «На последнем дыхании» и «Альфавиля», возможно, величайший режиссер в истории кино — и совершенно точно человек, после Второй мировой войны внесший в эту историю самый значительный, во многом необъятный вклад, подлинный масштаб которого выглядит все грандиознее с каждым новым десятилетием.

Умер Жан-Люк Годар — дата смерти

Знаменитый французский режиссер и сценарист Жан-Люк Годар умер 13 сентября, ему был 91 год. Об этом французскому изданию Liberation сообщили родственники кинематографиста.

Умер Жан-Люк Годар — причина смерти, от чего умер

Причины смерти Годара не уточняются.

Жан-Люк Годар — биография, фильмы

Жан-Люк Годар — один из основоположников французской «новой волны». Его дебютный фильм — «На последнем дыхании», во многом определивший стиль французской «новой волны», вышел в 1959 году. В главных ролях в картине, включающей в себя множество отсылок к творчеству Ингмара Бергмана, Сэмюэля Фуллера, Фрица Ланга и других, снялись Жан-Поль Бельмондо и Джин Сиберг.

Читайте еще :  Умер Геннадий Митрофанов — причина смерти

Среди других фильмов кинематографиста, которые относятся к периоду «новой волны», — «Маленький солдат» (1960), «Безумный Пьеро» (1965), «Карабинеры» (1963), «Две или три вещи, которые я знаю о ней» (1966) и «Мужское — женское» (1966).

Один из самых удивительных парадоксов биографии великого, знаменитого в том числе своим образцовым киноманством режиссера: до 16-летнего возраста он, выросший в богемно-буржуазной франко-швейцарской семье, кино не особенно-то любил и толком, всерьез не смотрел. Переосмыслить свое отношение к кинематографу его заставило чтение критических статей и эссе — так что неудивительно, что в кино юный Годар, переехав в Париж во второй половине 1940-х, в итоге зашел через киноклубы и кинокритику.

К моменту, когда выдающийся киновед Андре Базен в 1951-м основал журнал Cahiers du Cinema, Годар был вирусом кино заражен уже неизлечимо — и стал первым из будущих режиссеров французской «новой волны», а тогда начинающих критиков Трюффо, Ромера, Риветта и Шаброля, чью статью Базен в Cahiers опубликовал.

Взгляды Годара и его соратников не были ординарными — на страницах Cahiers они страстно и аргументированно разносили в пух и прах конвенции, призывая как к переоценке уже сложившегося к началу 1950-х канона, так и к освобождению языка кино от оков традиций. Неудивительно, что именно этим освобождением они занялись, когда к концу десятилетия пришли к режиссуре сами.

Читайте еще :  Правительство РФ утвердило правила грантовой поддержки творческих проектов - кто может получить грант

Яркими были дебюты всех из них — но, конечно, первая картина Годара, квазикриминальная подрывная мелодрама «На последнем дыхании» с молодыми Жан-Полем Бельмондо и Джин Сиберг в главных ролях, и в этом выдающемся ряду стоит особняком. Думается даже, что Годар вошел бы в историю, если бы потом и вовсе больше ничего не снял — настолько мощным оказалось влияние «На последнем дыхании» как на киноландшафт конца 1950-х, так и на все последующие поколения режиссеров.

В конце 1960-х кинематографист увлекся идеями французских студенческих групп активистов и на фоне майских событий 1968 года (леворадикальные студенческие демонстрации, вызванные социальным кризисом, которые привели почти к 10-миллионной всеобщей забастовке) отказался от массового кинопроизводства, предпочитая снимать малобюджетные картины, которые бросают вызов представлению о том, каким может быть фильм. Тогда же он создал кинематографический коллектив «Группа Дзига Вертов» вместе с режиссером Жан-Пьером Гореном.

Читайте еще :  В Госдуму внесли на рассмотрение законопроект «Большая перемена»

Позднее, в 1980-х, Годар возвращается к «большому кино» и создает ленты «Спасай, кто может (свою жизнь)», «Страсть», «Имя: Кармен», а в 1990-х годах работает над киноантологией «История кино». В 2011 году кинематографист был награжден почетной премией «Оскар» за вклад в развитие кинематографа, однако не присутствовал на церемонии вручения.

В 2014 году Годар поставил экспериментальный 3D-фильм «Прощай, речь», который получил приз жюри Каннского кинофестиваля и ряд других наград. Его последняя лента — картина «Книга образов» 2018 года — была удостоена специального приза жюри Каннского кинофестиваля. Всего же в фильмографии Годара более 70 полнометражных картин.

Жан-Люк Годар — личная жизнь

Жан-Люк Годар был женат дважды, на актрисах Анне Кариной и Анне Вяземски, — обе снялись в нескольких его фильмах. Анну Вяземски — внучку французского писателя Франсуа Мориака — режиссер встретил в 1967 году во время съемок картины «Китаянка». В 1979 году Годар и Вяземски расстались.

Оцените статью
( Пока оценок нет )

Эксперт и автор статей zensovet.ru.
Пишет более 20 лет.

Умер Жан-Люк Годар — причина смерти, биография
Канал в Яндекс.Дзен - Москва слезам не верит
Канал в Яндекс.Дзен — Москва слезам не верит