В прокат выходит новая работа Алексея Пиманова «Одиннадцать молчаливых мужчин». Спортивная драма на основе реального турне советских футболистов к берегам Туманного Альбиона получилась необычной.
Фильм «Одиннадцать молчаливых мужчин» — краткий сюжет
Осенью 1945 года, после окончания Второй мировой войны, игроки команды московского «Динамо» едут в Лондон. Это историческое для двух победивших в войне стран событие стало возможным благодаря приглашению английской стороны и согласию советских функционеров, которые не спешили играть на международных соревнованиях (в том числе в матчах ФИФА). «Молчаливые мужчины» в пальто, как позднее назовут динамовцев британские журналисты, прилетели не только побеждать, но и представлять страну-победителя.
«Одиннадцать молчаливых мужчин», как и предыдущая лента Пиманова «Крым», пропитана политикой. Кажется, по-другому режиссер делать кино не в состоянии – его ангажированная, ничем не прикрытая личностная позиция проявляется в кадре с первых и до последних минут фильма. Незачем давать этому оценку, но не брать это в расчет, рассказывая о художественном произведении, довольно сложно. Поскольку в фантастическом ракурсе Пиманова мир черно-белый. Люди, приехавшие из СССР, нарочито «хорошие и правильные», тогда как практически все представители Великобритании – от журналистов до одинокого инвалида в кресле, который приехал посмотреть игру, – «плохие».
Фильм «Одиннадцать молчаливых мужчин» второстепенные линии сюжета
Конечно, не все, что вы увидите на экране, имеет под собой историческое обоснование. Авторы для большего драматизма добавили несколько второстепенных линий. Некоторые из них призваны раскрыть игроков, лица которых сложно запомнить даже спустя половину хронометража. Например, один из героев постоянно названивает девушке, проживающей в Союзе, и молчит в трубку. О чем нам это говорит? Естественно, о любви. Советский человек – скромный, сдержанный, практически не проявляет эмоций (в СССР, как известно, и секса-то не было). Поэтому он и хочет сказать о чувствах к незнакомой девушке, да не может. Нутро товарища сдерживает.
В центре внимания – Всеволод Бобров (Макар Запорожский), игрок ЦДКА, которого взяли в турне в самый последний момент. Тренер Якушин (Павел Трубинер) считает его индивидуалистом (надо сказать, небезосновательно: в пас нападающий играть совершенно не способен) и после небольшой перепалки заявляет, что первую игру в Великобритании он просидит на скамейке запасных. Что же делает Бобров, чтобы исправить положение? Правильно, пускается во все тяжкие британской жизни – идет в бар, выпускает пар, продолжает более тесное общение с настырной журналисткой Эбби (Алена Коломина), охотницей за эксклюзивом. Но перед самым началом матча Бобров неожиданно затирает душещипательную историю о фронте и родном брате. Манипуляция срабатывает, и игрок выходит на поле!
Таких моментов в двухчасовой спортивной эпопее довольно много. События нарезаны таким образом, что не складываются в единую, цельную историю. А разные сюжетные линии не раскрывают подоплеку советско-британских спортивных состязаний, но демонстрируют жителей Великобритании отсталыми, коварными, корыстными капиталистами, для которых главное – деньги и нажива, а не честь, доблесть и победа. Чего стоит только линия с владельцем подпольного тотализатора, который угрозами (вплоть до физической расправы) хочет повлиять на результат серии исторических матчей. Кто же ему помешает? Конечно, советская разведчица (актриса Евгения Лапова всем представляется как «атташе по культуре»), которая до определенного времени ничем себя не выдает перед окружающими (Штирлиц бы позавидовал).
Фильм «Одиннадцать молчаливых мужчин» — связь со спортом
Самое главное – из 120-минутного хронометража на непосредственную демонстрацию футбольных состязаний выделено не более 20-25 минут. Причем, в отличие от реальной истории, зрителям «Одиннадцати молчаливых мужчин» предъявляют исключительно первые три матча «Динамо» – с «Челси», «Кардиффом» и «Арсеналом», стыдливо умалчивая про столкновение с «Рейнджерс», которое в реальности закончилось не триумфальной победой советского человека, а рядовой ничьей. Конечно, некрасиво сливать и без того шаткую драматургию истории спорным финальным матчем, после которого на арбитра встречи посыпалось немало возмущений, а то и угроз со стороны советской делегации.
Эта лента, к сожалению, не столько про футбол и спорт в целом, сколько про величие советского «оружия», которым в данном случае послужили живые люди. «Одиннадцать молчаливых мужчин» при этом нельзя назвать откровенным провалом, но и яркой спортивной дуэлью картина не стала. Алексей Пиманов в надежде сорвать куш мечется от динамичной состязательности на поле к шпионским играм за его пределами, а то и срывается в банальную мелодраму, в центре которой – несчастная влюбленная русскоязычная журналистка из Daily Mail.
Фильм «Одиннадцать молчаливых мужчин» — реакция зрителей
В кинозалах России выстроились очереди в первый выходной день проката фильма «Одиннадцать молчаливых мужчин». Зрители, выходя из кинозала, берут билеты на следующий сеанс, чтобы вновь увидеть киноленту президента медиахолдинга «Красная звезда», режиссера Алексея Пиманова.
«Мы обожаем фильмы про героев. Спорт — это всегда немножко героизм, поэтому мы безусловно сразу пришли. С огромным удовольствием будем смотреть», — сказала одна из зрительниц перед просмотром ленты.
«Мы очень ждали этот фильм. Очень ждали выхода. Мои родители уже сходили на этот фильм. Им безумно понравилось. Я просто в ожидании», — говорит еще одна посетительница кинотеатра.