Россия может пересмотреть форматы международного сотрудничества в Арктике
Об этом заявил Николай Корчунов, посол по особым поручениям МИД России
Арктический совет по-прежнему является образцом конструктивного международного сотрудничества и дипломатии эпохи после «холодной войны»
Будущее Арктического совета зависит от государств, являющихся его членами, и от того, каких решений для обеспечения своих интересов в высоких широтах они будут придерживаться. Об этом заявил Николай Корчунов, посол по особым поручениям МИД России, председатель комитета старших должностных лиц Арктического совета, на круглом столе «Арктический совет: сценарии будущего международной площадки» 20 июля.
Круглый стол стал первым из серии экспертных круглых столов «Arctic Sessions». Проект, получивший грантовую поддержку Фонда Горчакова, организует Центр содействия развитию международной журналистики «РБМЦ» совместно с Проектным офисом развития Арктики (ПОРА). Участниками дискуссии стали представители международного арктического экспертного сообщества из Финляндии, Китая, Индии и России.
«Если Арктический совет не будет соответствовать национальным интересам России так, как они изложены в Стратегии развития АЗРФ до 2035 года, то мы столкнемся с необходимостью оценить целесообразность и полезность этого формата», – рассказал Николай Корчунов, говоря о приостановке сотрудничества со стороны европейских стран, США и Канады.
По утверждению Николая Доронина, председателя правления Проектного офиса развития Арктики, Россия сейчас вполне самодостаточна в вопросах, связанных с развитием арктических территорий. Не так давно была принята Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации до 2035 года, которая затрагивает ряд социальных, экономических и экологических вопросов. «России, конечно, будет сложно без технологий, которые поступают от иностранных производителей, в первую очередь, западных стран. Но русские живут на арктических территориях уже более 500 лет и уходить никуда не собираются. Мы умеем жить, приспосабливаться, развивать свои территории», – отметил спикер.
По мнению Ласси Хайнинена, редактора Arctic Yearbook (Финляндия), необходимо продолжать сотрудничество в области охраны окружающей среды. Хайнинен также отметил, что за последние 30 лет глобальное научное сотрудничество в Арктике стало самой естественной формой взаимодействия.
Другие важные аспекты меняющейся ситуации в Арктическом регионе, на который обратил внимание Ян Чен, профессор Шанхайского университета международных исследований (Китай), – это милитаризация отношений между арктическими державами и вес голосов арктических и неарктических государств. Китай не претендует на такие же права в Арктическом регионе, какие есть у России, но считает, что его разумным требованиям следует уделять должное внимание, также подчеркнул спикер.
К.М. Ситхи, научный руководитель международного центра полярных исследований Университета Махатмы Ганди (Индия), обозначил, что Индия рассматривает себя в качестве так называемого «третьего полюса» Земного шара, поэтому участие в арктических делах для нее очень важно. Он напомнил, что в 2022 году страна приняла собственную Арктическую политику.
Подводя итог первой экспертной дискуссии в рамках проекта «Arctic Sessions», модератор круглого стола Павел Девяткин, научный сотрудник международного аналитического центра The Arctic Institute (США), отметил, что Арктический совет по-прежнему является образцом конструктивного международного сотрудничества и дипломатии эпохи после «холодной войны»: «Успех Арктического совета привел заключению обязательных соглашений в области борьбы с загрязнением морской среды, проведения поисково-спасательных мероприятий, а также международного научного сотрудничества», — напомнил Девяткин.
Причины подобного решения
8 июня западные страны-члены Арктического совета опубликовали совместное заявление о намерении возобновить деятельность этой организации, но по тем проектам, в которых Россия бы не участвовала.
Ранее, как известно, западники приняли решение о замораживании своего участия в Арктическом совете. Налицо чехарда в решениях, которые могут свидетельствовать лишь об одном – попытки изолировать Россию в Арктике иллюзорны, и западные партнёры пытаются хвататься за любые идеи, чтобы создать впечатление о некой своей самостоятельной роли в арктических делах.
Россия, со своей стороны, как безусловный главный фактор в Арктике и действующий председатель Арктического совета, последовательно продолжает реализацию инициированных нашей страной проектов с акцентом на российские регионы, призванных содействовать устойчивому социально-экономическому развитию нашей арктической зоны, улучшению благосостояния всех его жителей, включая коренные народы, взаимодействию по сохранению влияющих на здоровье нашей планеты уникальных арктических экосистем, обеспечению интересов и прав коренных народов Арктики, продвижению контактов по линии молодежи, развитию культурных связей и формированию гуманитарного пространства Заполярья.
Очевидно, что нынешняя политизированная линия Запада в Арктике ущербна и не способствует решению проблем, затрагивающих судьбу всего человечества.
На этой неделе завершается первый год двухлетнего председательства России в Арктическом совете — межправительственной организации, которую называют «теневым правительством Заполярья». Итоги для Москвы плачевны, но с Арктикой это напрямую не связано: в знак протеста против «специальной военной операции» РФ на Украине работу в Арктическом совете приостановили семь из восьми входящих в эту структуру стран. Пока Россия продолжает реализовывать свою программу в одиночку, западные арктические государства думают, можно ли еще спасти созданный в середине 1990-х совет или пора создавать новый — без участия РФ.
Принимая 20 мая прошлого года на министерской встрече в исландском Рейкьявике председательство в Арктическом совете, глава МИД РФ Сергей Лавров с удовлетворением констатировал, что эта организация остается ведущей межправительственной площадкой для «деполитизированного диалога в высоких широтах». Ключевым словом здесь, конечно, было «деполитизированный» — о других форумах с участием России и западных стран с 2014 года этого уже сказать было нельзя.
Но не прошло и года, как и Арктический совет постигла та же участь.
На фоне начатой Россией «специальной военной операции» в отношении Украины работу в совете заморозили семь стран. То есть все, кроме собственно самой России: Дания, Исландия, Канада, Норвегия, США, Финляндия и Швеция.
В совместном заявлении от 3 марта эти государства объявили, что не будут участвовать в каких-либо мероприятиях под председательством России или на российской территории, поскольку Москва нарушила ключевые принципы международного права, на которых строится в том числе и деятельность Арктического совета: уважение суверенитета и территориальной целостности государств.
Между тем у России была насыщенная и амбициозная программа, охватывающая множество сфер: от развития человеческого капитала, экономического сотрудничества, инфраструктуры и устойчивого судоходства в Арктике до борьбы с изменением климата и предотвращения чрезвычайных ситуаций в регионе. В рамках российского председательства были запланированы десятки официальных встреч, конференций, семинаров, фестивалей, выставок и прочих мероприятий в арктических регионах РФ. Абсолютное большинство из них предполагало участие представителей других стран Арктического совета. Но из-за диаметрально расходящихся позиций по Украине с марта мероприятия проходят либо без гостей из западных государств, либо с их весьма ограниченным участием, что, конечно, противоречит изначальному замыслу организаторов.
В МИД РФ позицию западных стран—членов Арктического совета назвали «политизированной и явно нерациональной».
По мнению Москвы, сотрудничество в Арктике не должно становиться «заложником геополитической конъюнктуры». Российская сторона надеется, что ее партнеры по Арктическому совету «проявят здравый смысл и вернутся к конструктивному взаимодействию». «Очевидно, что эффективное обеспечение устойчивого развития Арктики без России — страны, на долю которой приходится около 60% арктического побережья и где проживает более половины населения региона (2,5 млн человек),— это крайне сложная задача»,— настаивают в МИДе.
При этом российские официальные лица в последнее время все чаще высказывают опасения в связи с возможным превращением Арктики из территории сотрудничества в еще один конфликтный очаг. Этот вопрос в ближайшее время встанет еще более остро в связи с запущенным на днях процессом вступления Финляндии и Швеции в НАТО. Когда они станут полноценными членами альянса, то из восьми входящих в Арктический совет стран в НАТО будут семь, что так или иначе скажется на геополитической реальности в регионе. «Зная, насколько НАТО готово милитаризировать все, что находится в пределах досягаемости, мы не недооцениваем угрозу милитаризации Арктики, превращения ее в арену военного соревнования»,— сказал в минувшую субботу «Интерфаксу» замглавы МИД РФ Александр Грушко.
Отметим, что западные страны, наоборот, обвиняют Россию в милитаризации Арктики и возлагают на нее ответственность за нарастание конфликтного потенциала в регионе.
Как бы то ни было, перед всеми участниками Арктического совета сейчас встает вопрос о будущем этой организации.
Она была создана в 1996 году и прошла испытание многочисленными геополитическими кризисами минувших 25 лет. Нынешняя ситуация беспрецедентна: несмотря на многочисленные внерегиональные разногласия, ранее никто из участников совета председательство других стран не бойкотировал. При этом сейчас никто не берется сказать, сколько может продлиться эта пауза.
С одной стороны, официальные лица ряда западных арктических стран за последние недели не раз давали понять, что в будущем хотели бы вернуться к работе с Россией в этом формате. Так, вчера заместитель секретаря по внешней политике и политике безопасности Финляндии Кай Зауэр заявил в интервью газете La Repubblica, что климатические изменения и другие общие для всех вызовы в Арктике требуют от стран региона сотрудничества, а не противостояния. А чуть ранее Анникен Хютфельдт, министр иностранных дел Норвегии, к которой через год должно перейти председательство в Арктическом совете, заявила, что верит в устойчивость этой структуры. «Проблемы в Арктике не исчезнут, с ними также необходимо бороться в будущем. Это требует многостороннего сотрудничества»,— подчеркнула она.
Как ЕС заявил о своем праве диктовать новые условия для Арктики
С другой стороны, представители западных арктических стран с марта на разных уровнях обсуждают, что делать, если их конфликт с Россией вокруг Украины затянется. Идеи высказываются разные. Так, например, в колонке для регионального издания High North News сотрудник американского аналитического центра Brookings Institution Джереми Гринвуд предлагает попробовать убедить Россию «самоизолироваться» внутри совета, не подрывая его работу. При таком сценарии семь стран—членов организации могли бы продолжать встречаться, проводить мероприятия и осуществлять проекты без непосредственного участия РФ, которая бы поддерживала контакт с ними через секретариат совета. Спрашивать мнение России по всем важным вопросам «семерке» все равно придется, поскольку в Арктическом совете, как напоминает эксперт, решения должны приниматься консенсусом. Джереми Гринвуд пишет: позволить остальным членам продолжить решать проблемы Арктики «может соответствовать долгосрочным интересам самой России».
Впрочем, политолог, судя по всему, понимает, что Москве такой вариант вряд ли придется по душе, а потому предлагает выдвинуть ей ультиматум.
«Перед Россией должен быть поставлен четкий выбор: либо она добровольно отказывается от участия в Арктическом совете на некоторое время, либо другие семь арктических государств создадут параллельный форум, который навсегда обречет нынешний Арктический совет»,— отмечает господин Гринвуд.
Официальные представители семи западных приполярных стран, однако, о создании новой организации — без России — пока не говорят (по крайней мере публично). При этом они уже проводят переговоры и встречи в формате «семерки», но, как заверил на днях на конференции в Норвегии координатор Госдепартамента США по арктическим вопросам Джеймс Дехарт, лишь для того, чтобы понять, «как продолжить важную работу Арктического совета и не навредить ему самому». «Мы вполне довольны нынешней структурой совета и не заинтересованы в изменении его состава, но мы хотим продолжить выполнять работу»,— добавил он.
При этом координатор Белого дома по вопросам Арктики Дэвид Болтон подчеркнул, что страны арктической «семерки» «не могут делать вид, что событий на Украине не было и они не продолжают происходить». «Мы не можем продолжать работу в Арктике каким-либо образом, легитимизующим то, что Россия делает на Украине»,— заявил он. И добавил: «Надеюсь, что мы каким-то образом сумеем возобновить работу совета. Но это во многом зависит от России, а не от нас».
Ранее страны-участницы Арктического совета отказались работать с Россией. Это Дания, Исландия, Канада, Норвегия, США, Финляндия и Швеция. Причина – Россия остается председателем совета, которое перешло к ней в 2021-м на двухгодичный срок.
Необдуманные решения западных коллег из Арктического совета препятствуют международному сотрудничеству в области охраны хрупкой природы Арктики, сохранения биоразнообразия, изменения климата и защиты интересов малочисленных коренных народов севера.
Отказываясь работать лишь из-за того, что в совете председательствует Россия, западные страны пилят сук, на котором сидят сами. Это общие проблемы, их последствия могут коснуться всех, а значит и решать их нужно вместе.
Протяженность арктического побережья нашей страны — около 22 600 км. 40% населения Арктики проживает в России. Наша страна играет ключевую роль в освоении арктических территорий. Само существование Арктического совета без Россииневозможно.
Впрочем, страны уточнили, что отказываются от участия временно. Кажется, всем нам стоит сделать паузу и подождать, пока на смену эмоциям в международной политике не придут здравомыслие и рациональность.