Закон о новых правилах установки дорожных камер принят Госдумой. Их будут вешать только в аварийных и опасных местах. Что изменится для автомобилистов и станет ли меньше штрафов?
Нововведения вступят в силу 1 сентября 2024 года: как и где теперь будут вешать камеры и повлияет ли это на количество штрафов ГИБДД
Важный правительственный закон для всех автомобилистов, ГИБДД и операторов дорожных камер приняла Госдума сразу в трех чтениях. В нем подробно прописаны все требования к местам установки комплексов для фиксации нарушений ПДД, работе самих устройств, а также к самому понятию автоматической фиксации.
До этого момента отдельного закона, который регламентировал бы эксплуатацию комплексов и порядок согласования их установки с ГИБДД, в России не было. Документ в том числе вносит изменения в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности».
Нововведения вступят в силу 1 сентября 2024 года. Разбираемся, что они изменят для водителей, как и где теперь будут вешать камеры и повлияет ли это на количество штрафов ГИБДД.
Составлен перечень мест для установки дорожных камер
Документ четко прописывает требования к точкам установки дорожных камер. Так, стационарные и передвижные камеры согласно закону можно будет устанавливать только:
- на дорогах с выделенной полосой для движения маршрутных транспортных средств в целях контроля за соблюдением правил дорожного движения на такой полосе;
- на аварийно опасных участках дорог;
- на автоматических пунктах весового и габаритного контроля;
- в местах производства работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту дорог, а также других работ, требующих введения временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по дороге;
- на пешеходных переходах;
- в местах, где запрещена стоянка или остановка транспортных средств;
- на перекрестках;
- в местах, определяемых при осуществлении контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения.
Также камеры можно будет устанавливать на следующих участках:
- где в течение отчетного года произошло четыре и более ДТП, которые привели к схожему материальному ущербу;
- где произошло два дорожно-транспортных происшествия одного вида;
- где произошло четыре любые автомобильных аварии, в которых погибли или были ранены люди.
При этом передвижные комплексы могут работать в проблемных местах до тех пор, пока проблемы не будут устранены.
Как должны предупреждать о камерах
Места установки как стационарных средств фиксации, так и передвижных комплексов должны располагаться таким образом, чтобы зона их контроля начиналась на расстоянии не менее чем за 150—300 м от дорожного знака, обозначающего место установки таких камер.
Места установки камер в границах населенного пункта должны располагаться так, чтобы зона контроля начиналась на расстоянии не менее 100 м от дорожного знака, обозначающего начало населенного пункта. При этом при установке камер не должно складываться ситуаций, когда нарушение одновременно фиксируют передвижная и статичная камера, а перемещение передвижных средств фиксации с мест их установки в процессе их работы не допускается.
Эти нормы соответствуют применяемой сейчас практике.
Что изменится для автомобилистов
Все установленные на дорогах камеры после вступления закона в силу экстренно перевешивать не придется: если место их установки вписывается в обозначенные рамки, камеру можно оставить. Об этом заявили в пресс-службе компании «МВС Груп» (оператор подмосковной системы фиксации нарушений). Там также отметили, что законопроект напрямую не ограничивает использование комплексов на других участках автодорог, которые не указаны в перечне.
«Данные поправки вступают в силу с 1 сентября 2024 года, до указанного срока будет необходимо разместить комплексы в соответствии с законодательными требованиями. Камеры, которые были введены в эксплуатацию до вступления законопроекта в силу, могут использоваться на дорогах для фиксации нарушений Правил дорожного движения при условии соблюдения в отношении их требований, установленных новыми нормами», — объяснили в «МВС Груп».
Cогласно документу, водитель может потребовать отменить штраф с камеры, если информации о ее размещении нет в доступных источниках, но, как рассказали в «МВС Груп», в реальности столкнуться с ситуацией, когда данных о месте нахождении камеры нет в открытых источниках, у водителей вряд ли получится.
«Информация о размещении всех комплексов находится на официальном сайте ГИБДД, а также на других специализированных ресурсах, (например, mapcam.info). Более того, большинство навигаторов сейчас также знают о местах установки камер и выдают предупреждения водителям», — отметили в пресс-службе оператора.
В Центре организации дорожного движения Москвы (ЦОДД) заверили, что по большому счету изменения на жизнь столичных водителей не повлияют. Там заявили, что уже сейчас строго следуют всем требованиям в области фотовидеофиксации, несмотря на то что они носят рекомендательный характер. Там отметили, что места установки комплексов выбираются строго с учетом количества ДТП и в аварийных местах комплексы устанавливают в приоритетном порядке.
«Москва в лице ЦОДД первая в России стала использовать Паспорт места установки комплекса и проходить многоэтапную процедуру его согласования. Каждая локация обосновывается и утверждается Госавтоинспекцией», — отметили в ЦОДД.
В свою очередь, эксперт в области фотовидеофиксации Григорий Шухман отметил, что все-таки изменения на себе водители почувствуют. Например, проанализировав документ, эксперт пришел к выводу, что прописанные в нем критерии автофиксации соответствуют требованиям, которые указаны в постановлении Верховного суда № 20 от 25 июня 2019 года. Напомним, что после вступления в силу этого документа суды начали отменять оформленные штрафы автомобилистам, которые были выписаны с помощью мобильного приложения «Помощник Москвы».
«Значит, ручная фиксация с носимых средств не должна признаваться автоматической. К этому в том числе относятся фиксации, сделанные с помощью мобильного приложения „Помощник Москвы“. Ведь закон предполагает прямой запрет на фиксацию и применение материалов, полученных с нарушением прописанных в нем требований», — сказал Шухман.
В подтверждение своих слов он привел выдержку из закона.
«Камеры должны обеспечивать контроль за соблюдением ПДД и вести фиксацию в зоне своего обзора всех нарушений, независимо от усмотрения и без какого-либо непосредственного воздействия на них человека, а также должны быть утверждены в установленном порядке в качестве средств измерений, иметь соответствующий сертификат и действующее свидетельство о метрологической поверке», — сказал Шухман.
В таком случае количество штрафов, которые получают водители, должно сократиться. А вот применение камер, установленных в том числе на крышах и в салонах патрульных автомобилей, документ разрешает. Главное, чтобы фиксация происходила в момент движения по дороге.
При этом Шухман указал и на не решенную документом проблему с обжалованием штрафов с камер. Он отметил, что пока отсутствуют утвержденные и обоснованные методики исследования материалов фиксации на ошибки камер для каждого состава фиксируемых нарушений.
«То есть ГИБДД дала инструмент автофиксации, но никто не объяснил, а как же выявлять его ошибки. Отсюда у инспектора ГИБДД при получении материалов есть всего два варианта действий (кроме случаев явно видимой ошибки: например, скорости сверх технически возможной или перепутанного номерного знака). Он может либо оформлять штрафы по всем полученным фиксациям, что сейчас в основном и происходит, либо отменять все фиксации, ведь вероятность ошибки не равна нулю. А как еще можно убедиться, не было ли ошибок, методик нет», — сказал Шухман.
При этом эксперт затруднился спрогнозировать, будет ли снижаться общее количество штрафов, которые оформляют в России с помощью камер, после запланированной реорганизации на дорогах.
«Все будет зависеть от того, насколько адекватны ограничения и как проведена организация движения в местах установки камер», — сказал эксперт.
Напомним, что, по данным МВД, в 2022 году в России количество стационарных комплексов фотовидеофиксации увеличилось до 23,8 тыс. (+21,1 %). А число передвижных комплексов уменьшилось до 3,2 тыс. (-5,7 %).
При этом почти три четверти (72,7 %) камер направлены на фиксацию нарушения установленного скоростного режима. Абсолютное большинство (183,6 млн, или 90 %) дел об административных правонарушениях возбуждено на основании материалов, полученных при использовании комплексов фотовидеофиксации. На протяжении последних лет наблюдается устойчивая тенденция к увеличению количества нарушений, выявленных таким способом. Чаще всего с помощью камер штрафовали за превышение установленной скорости движения, несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов (ст. 12.6 КоАП, штраф 1000 руб.).