Кого из невакцинированных не допустят к работе после 15 декабря 2021 года? Какое наказание будет грозить человеку, не привившемуся от коронавирусной инфекции до 1 февраля 2022 года? Что за переходный период по введению QR-кодов до 1 февраля следующего года, о котором заявила вице-премьер Голикова.
До 1 февраля в РФ будет действовать переходный период, в течении которого люди могут сделать прививку от ковида и получить QR-код. А уже с 1 февраля, по словам Голиковой, использование сертификатов вступит в силу в полном объеме. Также она отметила, что на данный момент в России приблизительно только 50% коллективного иммунитета, но власти рассчитывают к лету приблизится к 80 %. QR-коды будут действовать до начала лета, т. е. до 1 июня 2022 г.
12 ноября 2021 г. на рассмотрение в Государственной думе внесены были законопроекты о QR-кодах в непродовольственных магазинах, транспорте, кафе и ресторанах, учреждениях культуры и на массовых мероприятиях.
Это инициатива правительства, в рамках которой люди смогут посещать эти места только с предъявлением либо QR-кода о вакцинации, либо документа, подтверждающего то, что гражданин переболел коронавирусной инфекцией, либо медотвода от прививки.
До 1 февраля можно ещё будет показывать отрицательный ПЦР-тест, а после этой даты он будет действителен только для лиц с медицинским отводом.
Несовершеннолетних эти правила не будут касаться.
Для приобретения билетов и посадки на самолёт или поезд также нужен будет QR-код, сказал министр транспорта Савельев.
Обязательную проверку кодов в транспорте и других общественных местах одобрил и директор Национального исследовательского центра эпидемиологии и микробиологии имени Н. Ф. Гамалеи Гинцбург. По его мнению, эти нововведения помогут подавить распространение преобладающего в РФ дельта-штамма ковида, а также предотвратить возникновение и распространение новых мутаций.
Наказание за отказ от обязательных прививок может быть применено только к тем, кто входит в профессиональные группы риска, то есть выполняет работу, связанную с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Штрафы за отказ от вакцинации, которые внесли в проект нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), грозят только тем, кто находится в профессиональных группах риска, сообщили в Роспотребнадзоре.
По данным пресс-службы ведомства, наказание грозит только тем людям, которые выполняют работы, связанные с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, и при этом отказываются от обязательной в таких случаях вакцинации. К таким работам в Роспотребнадзоре отнесли, например, работу с больными инфекционными заболеваниями, работу с кровью и биологическими жидкостями человека, а также работу по уходу за животными.
Обновленный проект КоАП, подготовленный Минюстом, сейчас проходит этап публичных обсуждений. В нем закреплено наказание за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе проводимых для этого мер. В качестве таких мер в КоАП перечислены меры в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведение медосмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Для граждан наказание может составить от 5 тыс. до 7 тыс. руб., для должностных лиц — от 7 тыс. до 10 тыс. руб. Индивидуальным предпринимателям может грозить штраф на сумму от 10 тыс. до 20 тыс. руб. или административный запрет деятельности на срок до 30 суток. Штрафы для организаций могут достигать 30 тыс. руб., им также может грозить временный запрет деятельности.
Проект КоАП уже прошел первый этап обсуждений в начале этого года, по его итогам были внесены замечания и предложения граждан. Минюст пообещал, что действующие размеры наказаний и сроки давности привлечения к ответственности в проекте нового кодекса не будут увеличены.
Прививка от коронавируса включена в общероссийский календарь прививок, поэтому правительство ряда регионов России обязало директоров организаций, в которых по постановлению властей вакцинация является обязательной, отстранять сотрудников от работы, не сделавших прививку. Это вызвало серьёзные разногласия среди бизнесменов и юристов. Эта мера может коснуться сотрудников уже 15 декабря. С этого числа у предприятий общественного питания, курьерской службы, магазинов, организаций сферы образования и др. должны пройти полный курс вакцинации не менее 80% работников, иначе они не смогут работать.
В связи с опасной эпидемиологической обстановкой все работодатели обязаны выполнять и проводить санитарно-профилактические мероприятия, как того требует федеральный закон (номер 52-ФЗ«О санитарно-эпидемиологического благополучии населения» от 30.03.1999, ст.11 и ст. 29 соответственно), в том числе и прививки.
Если у сотрудника есть медицинский отвод от вакцинации, то работодатель не имеет права отстранить его от работы, но работник должен предоставить начальнику справку от врача. Важно отметить, что пункт 1 ст. 5 федерального закона от 17.09.1998 номер 157 — ФЗ говорит о том, что работник имеет право отказаться от вакцинации и у работодателя нет никаких прав заставлять делать прививку.
Документы, указывающие на возможность отстранения от работы сотрудников, не прошедших вакцинацию
Некоторые ведомства уже обосновали законность недопуска к работе невакцинированных людей в некоторых сферах деятельности.
Основные доводы здесь:
В своём новом письме от 10. 08.2021 номер 14-2/ООГ-7691 Минтруд России пояснил, что указанные пояснения являются рекомендательными, они не являются нормативным правовым актом и не делают новые обязательства для работодателя и работника. В письме также говорится, что вопросы с проведением вакцинации от коронавируса регулируются законодательством в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а не трудовым законодательством.
Из вышеизложенного также следует сделать еще один важный вывод, что отказ от вакцинации не может являться правонарушением, поскольку это реализация общепризнанного права. Соответственно вакцинация не может обеспечиваться применением юридической ответственности (всегда реакция на факт противоправного поведения), а уж тем более мерами ответственности (дополнительные неблагоприятные последствия в качестве наказания, к которым, в частности, относится уголовная и административная ответственность).
Как следствие, обязательная вакцинация может обеспечиваться только профилактическими мерами (т. е. мерами применение которых не связано с правонарушением, а направлено на нераспространение инфекции), которые при этом, как было сказано, выше не могут умалять общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Поэтому, даже если прививки носят профилактический характер, право на отказ от них сохраняется.
В Конституции РФ прямо закреплено:
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ ограничение прав и свобод допускается федеральным законом, но при этом нужно учитывать два момента:
1) при ограничении прав должен соблюдаться принцип соразмерности (пропорциональности) вводимых ограничений конституционно значимым целям, на что неоднократно обращал внимание Конституционный Суд РФ. Это в свою очередь предполагает, что ограничения не должны приводить к умалению общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Иными словами, мы опять приходим к выводу, что обязательность прививок не может ликвидировать право на отказ о них и другие конституционные права.
В связи с этим полностью ликвидировать право на отказ от прививки, а равно и другие конституционные права, нельзя. Могут быть установлены только дополнительные условия для реализации этих прав, например, предоставление подтверждения отсутствия болезни, применение индивидуальных мер защиты и др.;
2) Конституцией РФ установлен уровень правового регулирования для ограничений прав (федеральным законом). Изменение уровня регулирования означает делегирование. Делегирование в отношении ограничения прав производиться не может. Например, Конституционный Суд РФ по этому поводу отмечал: «Делегирование федеральным законодателем полномочий… само по себе не противоречит Конституции Российской Федерации, если оно основано на конституционных принципах разделения властей и недопустимости ограничения прав и свобод человека и гражданина актами ниже уровня федерального закона» (см. п. 3.2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 31.05.2005 N 6-П).
Тем самым делегировать ограничение общепризнанных и конституционных прав и свобод на уровень ниже федерального закона нельзя.
Однако уже есть постановление Конституционного Суда РФ, которым ограничение права на передвижение, введенное руководителем субъекта РФ, признано конституционным (Постановление от 25.12.2020 N 49-П). Но следует обратить внимание, что это сделано, поскольку «вводимые им меры не носили характера абсолютного запрета, допуская возможность перемещения граждан при наличии уважительных обстоятельств, были кратковременными, а возможность их установления получила своевременное подтверждение в федеральном законодательстве» (п. 1 резолютивной части). Остается надеяться, что по другим вопросам Конституционный Суд не будет, учитывая «объективную необходимость оперативного реагирования на экстраординарную (беспрецедентную) опасность распространения коронавирусной инфекции (COVID-2019)», пересматривать свои собственные правовые позиции, а также вспомнит не только про полномочия губернаторов в федеральном законодательстве, которое должно соответствовать Конституции РФ, но и про конституционные права других субъектов.
С учетом этих выводов должны оцениваться последствия, которые предусмотрены не только подзаконными актами и актами субъектов РФ, но и ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», согласно которой отсутствие профилактических прививок влечет:
Первая мера вполне правомерна, поскольку в межгосударственных отношениях абсолютная свобода перемещения не действует.
Две другие меры, по мнению автора, неконституционны, поскольку полностью умаляют указанные выше конституционные права, а при отстранении от работы потеря заработной платы является дополнительным наказанием. Полная ликвидация права не может называться ограничением и соответствовать принципу соразмерности (пропорциональности).
Правда, ограничения могут носить временный характер. В связи с этим нужно учитывать правовую позицию Конституционного Суда РФ: «Никто не может быть поставлен под угрозу возможного обременения на неопределенный или слишком продолжительный срок, а законодатель обязан установить четкие и разумные временные рамки допускаемых ограничений прав и свобод (п. 2 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 16.07.2015 N 23-П).
Таким образом, при отказе от прививок работниками, для которых они обязательны, в качестве профилактических мер помимо уже упомянутых могут применяться перевод на дистанционную работу (глава 49.1 Трудового кодекса РФ), изменение трудового договора (глава 12 Трудового кодекса РФ). Меры, подпадающие под понятие юридическая ответственность, применяться не могут.
Жириновский, руководитель фракции ЛДПР, потребовал ввести уголовную ответственность для людей, которые выступают против вакцинации от ковида. Он также заявляет, что привитые россияне, которые умерли от этой инфекции, почти все имели поддельные сертификаты.
Жириновский раскритиковал людей, которые в период нерабочих дней поехали путешествовать, так как это может создать риски появления новых вспышек заболевания.
Также он напомнил о статье в Уголовном Кодексе, в которой говорится о том, что если нарушение санитарно-эпидемиологических мер спровоцировало массовое заражение людей, то виновнику грозит до 7 лет лишения свободы.
Госдума приняла в первом чтении законопроект, который позволит россиянам заключить договор долгосрочных сбережений сроком на…
Свежие новости из Одессы и Харькова на сегодня, 25 мая 2023 года: обзор последних событий,…
После конституционной реформы в 2020 году действующий президент России получил возможность баллотироваться еще на два…
Белгородская область продолжает подвергаться обстрелам и атакам со стороны ВСУ. Недавно в регионе был введен…
Марьинка и Авдеевка сегодня 25 мая 2023 года: что происходит, где идут бои, обзор последних…
Возобновление мобилизации на СВО в России с 1 июня 2023 года: что известно на сегодня?…