«Для гаишника женщин нет»
Союз женщин России (СЖР) выступил с инициативой запретить указывать пол виновников ДТП, так как «это негативно сказывается на образе женщины-водителя». А одна из самых известных российских активисток-феминисток неожиданно выступила против такого запрета, хотя и признала, что когда в аварию попадает мужчина, его полу не уделяется столько внимания. Как спасти «образ женщины-водителя» от напраслины, мы выяснили с помощью всех заинтересованных сторон.
От лица российского прекрасного пола идею о запрете упоминания пола участников ДТП озвучила его зампред по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам Надежда Сучкова, посетовав, что мужчины и так некорректно относятся к дамам за рулем. На что феминистка Белла Рапопорт, известная своими радикальными взглядами на права женщин, вдруг заявила, что в нашем обществе и без этого хватает запретов. Позиционирующая себя не простым, а «интерсекциональным» борцом с угнетением (не только по половому, но и по иным признакам), Белла призвала общество менять свое отношение к женщинам за рулем, но не путем запрета слов, обозначающих половую принадлежность, а разрушением «негативных стереотипов».
Пытаясь понять, как подобное «разрушение» может быть воплощено на практике, опрашиваем заинтересованные стороны. Сначала автоледи, управляющую личным транспортным средством более 25 лет и, по ее собственному признанию, побывавшей за эти годы, как минимум, в 15 ДТП. К счастью, преимущественно мелких.
— Вас когда-либо обижало, как вас называли при оформлении дорожного происшествия?
— Обезьяной с гранатой?
— Нет, женщиной.
— В 90-е, когда я только села за руль, мужчины, чьи авто мне случалось слегка задеть в пробке совершенно не со зла, не только не называли меня женщиной и даже обезьяной. Они кричали матом, угрожали убить, а пару раз действительно доставали «травматы». Это сделало меня очень бдительной на дороге. А сейчас уже давно ничего не задевает. Я знаю, что я красивая женщина и последние 20 лет мне 30.
— А вот Союз Женщин России счел, что при сообщении о ДТП акцент делается именно на пол.
— О да, я читала, это смешно. Вы сами вдумайтесь в смысл! «Запретить указывать пол виновника ДТП, так как это негативно сказывается на образе женщины-водителя». То есть, они будто сами утверждают, что все виновники ДТП — женщины. Тогда уж надо говорить, что упоминание пола вообще отрицательно сказывается на образе водителя, какая разница, в штанах он или в юбке, если он ездить не умеет?!
— То есть, вы, как автоледи, инициативу не поддерживаете?
— Не думаю, что нас, рядовых автолюбительниц, кто-то спросит. Но лично я не вижу особого смысла. Вон депутат требует не упоминать должности виновников громких ДТП, а глава мусульманской общины — национальности. На воре, как говорится, и шапка горит.
Опрашиваем заинтересованную сторону по другую сторону баррикад — сотрудников патрульно-постовой службы ГИБДД или попросту «гаишников».
— Сильно женщины за рулем портят вам жизнь?
— Крупные ДТП женщины устраивают гораздо реже, реже существенно превышают разрешенную скорость и садятся за руль в алкогольном опьянении. У них чаще мелкие «женские» аварии из серии, что одна в пробке делает маникюр, другая педикюр, вот и въехали друг в друга.
— А как вы относитесь к инициативе перестать называть женщин при ДТП женщинами?
— Для гаишника женщин нет, только участники дорожного движения, которые делятся на водителя, управляющего транспортным средством, пассажира, пешехода и само транспортное средство. Еще велосипедисты, самокатчики, погонщики стада и инструкторы, но они второстепенные. Пола в ПДД нет, только транспортное средство и право на управление им.
Отчего-то вспоминается анекдот, как в США запретили к употреблению слово «женщина», как оскорбительно указывающее на гендер. И теперь женщину называют без каких-либо отсылов к половой принадлежности — просто вагиноамериканец.