Капиталистический дефицит
«Автомобиль не роскошь, а средство передвижения». Фраза из популярного юмористического романа перестала звучать издевательством лет эдак 25 назад. А теперь… опять начала. Потому что на рынке новых автомобилей царит глобальный дефицит и правят бал очереди. Со всем этим, казалось, позабытым наследием «совка» наш корреспондент столкнулась, пытаясь приобрести новую семейную машину.
Во-первых, нужна проходимая и высокая. Ведь, по словам мужа, «ты вечно тащишь нас неведомо куда» — в его памяти трагически отпечаталась дорога до парка Никола-Ленивец этим летом. Стремительным домкратом опустошившая семейный бюджет на 50 тысяч для ремонта подвески. Зимняя дорога-заколдобина на Углич тоже благостных воспоминаний не добавляла.
Второе пожелание — просторная. Ребенок вырос и перестал помещаться целиком на заднем сидении своего ровесника, компактного «Рено Сандеро». Ну и третий критерий — новьё. А то уж очень много развелось охотников скручивать километраж и рихтовать битьё в наше время. Критично до 1,5 млн по цене: на «Лексусах» журналисты разъезжают только в телесериалах.
Большую покупку в период кризиса, локдауна и хардкора обсуждали долго всей семьей. Долго запрягали — поехали выбирать быстро. Непосредственно в ноябрьские «ковикулы». Даже мэр Москвы, оперативно закрывший автосалоны перед носом у страждущих на период с 30 октября до 7 ноября, нас не остановил. Рванули смотреть машины в Калужскую область, где у нас дача.
Там прямо на шоссе гостеприимно раскинулись салоны двух подходящих марок: Renault и KIA. Выставочных машин в салонах было мало — но, возможно, так и должно быть? Менеджеры скучающе-любезны, и явное преобладание количественного состава продавцов над клиентами. Еще, чисто на интуитивном уровне, зацепила вскользь брошенная фраза: «Вы что, KIA Seltos хотите? Да на них очередь минимум на 7 месяцев»… «Калуга, область, – хмыкнул супруг. – Наверное, покупателей у них мало».
В том, насколько же он ошибся, мы убедились сразу, как только препоны были сняты, и мы посетили 5 или 6 автосалонов в Москве. Рассматривая для наших целей ряд марок среднего ценового сегмента прикладным способом — с использованием точек приложения нашего национального терпения на передних креслах и задних диванчиках… В общем, эмпирически выяснилось, что японцы не для нас. Компактные салоны Suzuki и Mitsubishi едва ли превосходили размерами старичка Sandero. По той же причине отпали универсалы от Renault — вместе с ребенком, отрастившим к 5-му классу ноги на рост 177 см, мы там никак не помещались.
Но вскоре дефицит свободного пространства трудящихся в салонах авто целиком заслонила собой другая проблема. А именно — что этих самых авто просто нет в продаже. В каждой просмотровой зоне автосалона нас встречали менеджеры печального образа. Всюду раздавалась одна и та же скорбная песнь: «Новых машин нет, берите те, что есть в наличии. Да, розового цвета. Да, с инжектором на батарейках и впрыском бензина в лобовое стекло (шучу). Берите-берите, скоро и того не будет. А если вы хотите свою такую-то комплектацию, ждите. Новый автомобиль придет через год. Или через полгода, или через полтора… А какая новая цена будет, неизвестно…»
Причиной столь бедственного положения на рынке продаж автопрома менеджеры называли коронавирус, из-за которого стояли заводы, а когда те заработали, то столкнулись с нехваткой микрочипов для бортовых компьютеров и датчиков. «Заводы два года стояли, микрочипов нету, покупателей нету, – завывали сотрудники дилерских центров одну и ту же мантру, как правоверные ламаисты. – И что будет в 2022 году, неизвестно…»
Большое оживление насчет новых машин царило только в Сети. Напоминая те несчастливые времена, когда Интернета еще в проекте не было, зато табличку «Пива нет» можно было встретить где угодно. Зато насчет машины все было известно как раз. Что ты на нее, скорее всего, никогда не накопишь. А если деньги есть, надо найти очередь, где пишутся на очередь на авто. И, отстояв обе, таки получить автомобиль. Из тех, что в наличии…
Но бывалые-то люди помнят, что даже тогда существовали барыги с безграничными связями в пределах разумного. Изучение сетевых предложений живо напомнило, казалось, навек сгинувшие времена СССР. Например, контора, которая обещает за ваши деньги хоть завтра подогнать новый автомобиль. Утром колеса, вечером деньги, но деньги – вперед! Знатоки объяснили, что это прикрытие для банальной продажи места в очереди на приобретение нового автомобиля. Чем ближе к дате, тем дороже, а цены колеблются в пределах от десятков до 100-150 тыс. И это вдобавок к наценкам, которые дилеры так или иначе «навесят» на первоначальную цену на автомобиль.
Мало кем привечаемые, мы с мужем успели пересидеть в десятке разных машин. И соскучиться по продажникам былых времен, которые резво ходили колесом вокруг каждого покупателя, окружая заботой и закидывая буклетами. А ныне уныло и пусто в автосалонах, как на пиру во время коронавируса. Шатаясь по опустелым салонам, мы осознавали страшную правду.
За 1,5 миллиона купить автомобиль – такой, как мы хотим, – не удастся. Да и ни фига не купишь за такие деньги, честно-то говоря, в оптимальном соотношении цена/качества. Авто с пробегом не хотим, вкусив уже лучшей доли, по тем же причинам отпадает «Лада». Родной УАЗ, на наш непросвещенный вкус, излишне милитаристский…
Но ведь кто ищет, тот найдет. Не загадывая на год, решили дать шанс новому игроку, обратившись к продукции китайского автопрома. Здесь и выбор оказался шире, и менеджер позадорнее. И самый большой и нашпигованный электроникой салон из всех осмотренных нами. И мы с ребенком влезем, и для двух котов место останется.
В багажнике вполне поместится средний крупномер из питомника, с мешками компоста в придачу. Ведь какие бы штаммы и локдауны ни наступали, все равно будет лето, дачный сезон. Будем еще «шить сарафаны и платья из ситца». Будем жить. Цвет у машины в наличии, в нужной комплектации из Поднебесной, оказался нежно-голубой. Голубой, как цвет надежды.
Прокомментировать обстоятельства, из-за которых рынок продажи новых автомобилей настолько оскудел, и когда исправится эта ситуация, «МК» попросил автоэкспертов.
— На динамику ценообразования автомобилей в России, в частности, влияет и курсовая разница цен — еще не отыгранный рост курсовых колебаний 2014 года, — говорит генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич. — Кроме того, на себестоимость влияет рост стоимости металла и энергоносителей, а также комплектующих для авто и электронных компонентов. Усугубляет ситуацию непредсказуемость поставок.
— Рост авторынка будет зависеть от объема поставок и доступности комплектаций, — считает генеральный директор ГК «АВТОDOM» Андрей Ольховский. — Вполне возможно, что будет некоторое охлаждение по сравнению с выдающимися результатами продаж первого полугодия. Поэтому не совсем корректно оценивать динамику рынка — скорее, корректнее оценивать возможности производителей. Помимо прочего, если стоимость барреля нефти будет и дальше расти, то курс доллара, скорее всего, будет корректироваться в сторону снижения и вызовет повышение цен автомобилей в долларовом эквиваленте.