Авторынок в России ждет глобальный дефицит. Последние новости импорта авто и нашего автопрома

Выпуск автомобилей в России рухнул на 97%

Российский автопром — отрасль, где напрямую заняты 300 тысяч человек, а с учетом смежных производств — три миллиона, — переживает клиническую смерть.

Выпуск автомобилей в России рухнул на 97%

Уход иностранных концернов и прекращение поставок компонентов из-за рубежа парализовали производство на заводах от Калининграда до Владивостока. По итогам мая выпуск легковых автомобилей в России сократился на 96,7% — то есть в 30 раз в годовом выражении, отчитался в среду Росстат. За месяц с конвейера сошли лишь 4 тысячи машин, хотя до 24 февраля это было 100 тысяч и более.

Из 20 автозаводов, которые работали в стране в начале года, к лету остались лишь два: это китайский Haval в Тульской области и многострадальный «АвтоВАЗ», который с перебоями, раз в неделю останавливая конвейер, пытается выпускать Lada Granta без подушек безопасности и ABS.

Ездить на таких машинах можно будет только по России. Но и других купить почти невозможно: продажи новых авто в мае рухнули на 84%. Немногочисленные дилеры, у которых еще остались запасы, распродают их, и они быстро заканчиваются, отмечает Азат Тимерханов из агентства «Автостат».

Идет поиск альтернативных поставщиков, обычно китайских, говорит он. Но пока эти усилия тщетны: согласно китайской таможенной статистике, экспорт автомобилей в Россию не вырос, а резко обвалился — на 83% год к году.

«Ситуация непростая», — заявил президент Владимир Путин 19 июня, собрав на совещание в Санкт-Петербурге членов правительства и глав крупнейших автоконцернов страны — «АвтоВАЗа», «Камаза», ГАЗа и «Соллерс Авто».«До окончания года нужно сделать всё необходимое, чтобы ситуация не стала чрезвычайной», — сказал он, призывая действовать срочно, без бюрократических проволочек.

Правительству Путин поставил задачу до 1 сентября подготовить стратегию развития автопрома, которая де-факто требует создать новую отрасль с технологического нуля. Нужно и сохранить рабочие места, и «насытить рынок», и создать дешевые машины на отечественной инженерно-технической базе, потребовал Путин. В качестве неотложной помощи в рынок зальют деньги: 10,2 мрд рублей — на льготное кредитование, 4,9 млрд — на льготный лизинг, 2,6 млрд — на скидки для электромобилей

Российский автопром, почти тотально завязанный на импорт, стоит перед угрозой примитивизации, считает директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович: «Наша автоиндустрия полагалась на зарубежные компоненты. Не было практически ни одного завода, который бы не работал на иностранных платформах. В России осуществлялась только сборка».

Теперь же, сетует Остапкович, «мы отстанем от всего мира на десятилетие».

Дилеры рассказали, почему параллельный импорт авто пока невозможен

В Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» пояснили, что параллельный импорт автомобилей среди дилерского сегмента пока не получил распространения из-за некоторых бюрократических процедур
Минпромторг РФ в начале мая утвердил список товаров, разрешенных для параллельного импорта, куда в том числе вошли практически все иностранные бренды автомобилей: Chevrolet, Mitsubishi, Renault, Nissan, Land Rover, Mercedes-Benz, BMW, Volkswagen, Audi, Toyota и другие. Почему такая схема ввоза машин в РФ пока не работает в полной мере, а распространяется только на единичные авто, рассказали дилеры.

В Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) пояснили, что параллельный импорт автомобилей среди дилерского сегмента пока не получил распространения из-за некоторых бюрократических процедур.

«Это и таможня, и сертификация, и вопросы гарантийного обслуживания. Да даже вопрос оформления электронных паспортов остается открытым. Все эти факторы позволяют говорить о небольшом объеме параллельного импорта, который не покроет существующий дефицит», — считают в ассоциации. При этом в РОАД отметили, что поскольку мировой дефицит машин продолжается, ждать, что в Россию «хлынет поток» автомобилей, когда эти проблемы будут решены, не стоит.

Читайте еще :  10 вопросов к производителю топлива. Все, что вы стеснялись спросить

Проблема с одобрением

В дилерском центре «Рольф» рассказали, что сегодня параллельный импорт юрлицами невозможен, поскольку импортер при ввозе авто должен предъявлять таможенному органу ОТТС (Одобрение типа транспортного средства), но использовать ОТТС для этих целей можно только с согласия производителя.

Кроме того, оформленные ранее в России ОТТС все равно не смогут применяться, поскольку они распространяются только на конкретные модификации автомобилей, выпущенные для рынка РФ, а в рамках параллельного импорта в страну повезут автомобили, произведенные для других рынков.

«Поэтому обязательным условием для организации параллельного импорта автомобилей в Россию будет являться предоставление организациям — импортерам возможности вместо использования ОТТС оформлять на каждый новый автомобиль свидетельство о безопасности колесного транспортного средства (СБКТС) в специальных уполномоченных организациях. При этом, безусловно, оформление СБКТС должно позволять импортеру оформить электронный ПТС на автомобиль», — заявили в центре. Сегодня же возможность ввоза с помощью такого свидетельства применима только для поддержанных машин или ввоза физлицами для собственного использования, указали в «Рольфе».

Проблема с поставками

Основными поставщиками автомобилей по параллельному импорту, по словам гендиректора ГК «Автодом» Андрея Ольховского, являются ОАЭ и Германия. Он отметил, что поставляются в основном самые дорогие автомобили, так как они обладают наибольшей маржинальностью для людей, которые занимаются этим бизнесом. «Основные бренды, которые поступают по параллельному импорту — это Mercedes, Range Rover, Lexus, Toyota Land Cruiser и другие. Но пока что, это все точечные поставки, которые не могут конкурировать с официальными импортерами», — пояснил эксперт.

Замгендиректора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Алексей Стариков рассказал, что пока официальной информации о том, через какие страны может быть осуществлен ввоз автомобилей нет. «В любом случае отрасли потребуется время, чтобы разработать стратегию параллельного импорта, и, конечно, предварительно оценить все аспекты данной процедуры», — сказал он.

Автомобили в дефиците

Стариков отметил, что дефицит автомашин сохраняется во всех сегментах, а имеющиеся запасы на складах «тают с каждым днем». При этом поставки продолжают китайские производители. «Пока отсутствует понимание точных дат, когда возобновятся отгрузки и закончится перерыв в работе локализованных производств», — сказал он.

В ГК «Автоспеццентр» автомобили китайских марок Haval, Geely, Chery, Exeed сегодня являются самыми доступными, в дилерских центрах в наличии от 30 авто каждого бренда, заявил гендиректор компании Андрей Терлюкевич.

«Другие самые доступные марки — Kia и Skoda, от 200 автомобилей на дилерских складах. Достаточный запас авто бренда Nissan — более 100. Однако, ограничено предложение по модели Nissan Pathfinder. Что касается авто премиальных брендов, сейчас в дилерских центрах от 30 автомобилей марок Porsche и Infinity», — рассказал он.

Самой дефицитной маркой гендиректор ГК «Автодом» назвал Jaguar. «Сейчас в ГК «Автодом» есть автомобили всех представляемых брендов — Audi, Mercedes-Benz, BMW, Jaguar, Land Rover. При этом у нас самый большой сток BMW в России — более 150 авто, но ежедневно автомобилей становится меньше и меньше. Автомобилей Audi — примерно 60 моделей, Jaguar и Land Rover — около 30″, — поделился гендиректор.

По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых легковых автомобилей и LCV (легкие коммерческие автомобили) в России в мае 2022 года снизились на 83,5% по сравнению с аналогичным периодом прошедшего года и составили 24,268 тыс. штук.

Читайте еще :  Модельное масштабирование. Тест-драйв нового Mercedes C-класс

«Камри» подешевела на 600 тысяч, а «Прадо» — на миллион: как цены на новые авто дали задний ход (было — стало)
Смотрим, как ведут себя цены на первичке и вторичке по итогам июня

Toyota Camry за 4 700 000 рублей
Toyota Camry за 4 700 000 рублей

Вот уже 4 месяца автомобильный рынок РФ находится в сложном положении, а сегмент новых автомобилей так и вовсе пребывает в коме. За это время, несмотря на масштабное сворачивание продаж, практически ни один автопроизводитель по сути не снизил рекомендованных цен, задранных в момент биржевой паники и курса доллара выше 100 рублей. Естественно, люди обратились к рынку подержанных машин — к концу весны там наметилось небольшое снижение цен. Давайте посмотрим, как ведут себя цены и на вторичке, и на первичке по итогам июня.

Как мы помним, в марте, в пик кризиса, начало резко дорожать абсолютно всё. Цены на вторичном рынке поднимались вплоть до 20%. В апреле пошло замедление, а потом и откат, в июне стоимость подержанных машин продолжала снижаться. И в итоге сейчас мы имеем +11% к усредненной цене по сравнению с доспецоперационными временами.

— Топ-30 вторичного рынка с середины февраля суммарно подорожал на 11%, сейчас машины продаются в среднем по 1,3 миллиона рублей. В конце марта этот показатель был еще на 9% выше — больше 1,4 миллиона рублей. За тот месяц с начала кризиса цены на популярные автомобили на вторичном рынке выросли на 21%, — объясняют аналитики федерального сервиса Auto.ru.

Наибольшая прибавка в цене постигла японские автомобили и премиальный сегмент. Mazda CX-5 подорожала на 28% (плюс 660 000 рублей), по 27% прибавили Mercedes-Benz E-Класса (плюс 880 000) и Toyota Land Cruiser 200 (плюс 1 300 000 рублей). Массовые модели дорожали не так сильно, примерно на 10–15%. Kia Ceed, Lada Vesta, Skoda Octavia и Volkswagen Polo в рублевом эквиваленте прибавили по 100 000 рублей, а Hyundai Solaris, Lada Largus и Skoda Rapid — по 90 000 рублей.

Что мы имеем сейчас? В течение двух весенних месяцев и июня итоговое снижение усредненной цены на вторичном рынке составило 10% — неплохой результат, когда всё вокруг дорожает.

Подержанный Toyota Land Cruiser Prado 2013 года за 2 900 000 рублей
Подержанный Toyota Land Cruiser Prado 2013 года за 2 900 000 рублей

А вот в сегменте новых автомобилей, находящемся в глубокой коме, нет даже никаких намеков на снижение рекомендованных цен от автопроизводителей. Базовый Hyundai Solaris как стоил по прайсу от 1 апреля 1 408 000 рублей, так и стоит — это за механику, полупустой салон, двигатель 1,4 л. Хорошо хоть за это время еще к ценнику не добавили. Недавно агентство «Автостат» сообщало, что в июне автопроизводители в РФ не повышали цен: да неужели, вот бы вы еще нулей подрисовали.

Приводится пример, что цены снизились у BMW (минус 11–20%), но достоверно неизвестен механизм этого снижения. Это может быть как распродажа складов баварской компании, уходящей с нашего рынка, так и манипуляции с комплектациями и допоборудованием. От остальных брендов новостей о снижении цен не сыскать.

Это что касается «голых» рекомендованных цен от самих брендов. А вот дилеры, которые по таким ценам уже давно ничего не продавали, накручивая кучу допоборудования, судя по всему, начали вести себя адекватней (спроса-то почти нет) и снижать цены хотя бы за счет допов.

— Большие скачки цен были зафиксированы на Toyota Camry и Land Cruiser 300, которые подорожали на 63% (1 900 000 рублей) и 66% (5 800 000 рублей) соответственно. Среди самых популярных недорогих моделей сильнее всего подорожал Kia Rio — к концу марта цена выросла на 43%, или на 600 000 рублей. Hyundai Solaris стал стоить дороже на 500 000 рублей, Lada Vesta — на 380 000 рублей, а Volkswagen Polo — на 540 000 рублей, — комментируют специалисты Auto.ru мартовские изменения цен.

Читайте еще :  Названы самые безопасные автомобили 2021 года
Toyota Land Cruiser Prado за 8 250 000 рублей
Toyota Land Cruiser Prado за 8 250 000 рублей

Анализ реальных предложений новых автомобилей на Auto.ru от дилеров показал, что по итогам июня средняя стоимость авто снизилась на 10%, а некоторые модели показали и большее падение цены. К примеру, Mercedes-Benz E-класса подешевел на 19%, или на 1 800 000 рублей, Kia Rio и Renault Logan — на 14%. Kia Seltos — минус 350 000 рублей, Sorento — минус 580 000 рублей, Sportage — минус 420 000 рублей, Toyota Camry — минус 585 000 рублей, Land Cruiser Prado — минус 1 100 000 рублей.

Однако же эта коррекция цены никак не спасает первичный рынок. По статистике агентства «Автостат» на основе данных АО «Электронный паспорт», за последнюю полную неделю июня в стране было продано 7535 машин, на предыдущей неделе — 6869 штук, за предыдущий период июня — 10 451 штука. Итого 24 855 штук, может быть, что-то добавят последние дни месяца. Но в любом случает эти продажи кардинально не отличаются от мая, когда было реализовано 24 268 машин. А такой месячный показатель, напомним, означает крушение автомобильного рынка на 80%.

Импортозамещение и его последствия для автопрома России

Мне приходится подбирать цензурные выражения, чтобы описать то, что происходит прямо сейчас в российском автопроме. Самое приличное, что приходит на ум: туда пришел северный пушной зверек.

А ведь сколько раз я пытался донести до ума фанатов сайта «Сделано у нас», что положение в российском автопроме аховое и что если убрать из производственного цикла импортные иностранные детали и комплектующие, то российский автопром сразу превратится в тыкву. Что мы сейчас и видим на натурном эксперименте под названием «Российский автопром лишился импорта».

Результаты этого эксперимента можно увидеть на моих графиках, сделанных по самым свежим данным Росстата. Чтобы сразу не шокировать я начну с производства грузовых автомобилей по месяцам 2022 года в сравнении с 2021 годом:

Фейковое импортозамещение и его последствия для автопрома России

Как видно из графика уже в марте 2022 года начинается заметная просадка выпуска грузовых автомобилей. И за каждым месяцем она только нарастает, достигнув 61% в мае к маю 2021 года.

А теперь самая мякотка в виде катастрофического падения производства легковых автомобилей, которое в мае достигло 3,3% от уровня мая 2021 года:

Фейковое импортозамещение и его последствия для автопрома России

Фейковое импортозамещение и его последствия для автопрома России
Похоже, что встала не только сборка «Фольксвагенов», «Рено» и прочих чисто иностранных марок, но и даже формально российского АвтоВАЗа, откуда ушел концерн «Рено-Ниссан».

Этот натурный эксперимент наглядно показал всю фейковость программы импортозамещения, о которой нам все уши прожжужали пропагандисты сайта «Сделано у нас». Более менее еще держится производство грузовые автомобилей, модельные ряды которых держится на советских линейках «КАМАЗа», «Урала» и ГАЗа».

Просто кое-кто в высшем руководстве РФ считал и считает, что в СССР ничего кроме галош делать не умели.

Но нынешняя ситуация наглядно показывает, что РФ сама ничего делать не умеет и сейчас этих людей опять спасает СССР и остатки его не до конца разграбленной мощи.

Оцените статью
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Андрей Димираки, эксперт и автор статей zensovet.ru.
Пишет более 15 лет.

Авторынок в России ждет глобальный дефицит. Последние новости импорта авто и нашего автопрома
Мобилизация в России 2022, свежие новости на сегодня 28 ноября: что сказал Путин о продолжении мобилизации?