Культура

Умер Жан-Люк Годар — причина смерти, биография

На 92-м году жизни умер Жан-Люк Годар, создатель «На последнем дыхании» и «Альфавиля», возможно, величайший режиссер в истории кино — и совершенно точно человек, после Второй мировой войны внесший в эту историю самый значительный, во многом необъятный вклад, подлинный масштаб которого выглядит все грандиознее с каждым новым десятилетием.

Умер Жан-Люк Годар — дата смерти

Знаменитый французский режиссер и сценарист Жан-Люк Годар умер 13 сентября, ему был 91 год. Об этом французскому изданию Liberation сообщили родственники кинематографиста.

Умер Жан-Люк Годар — причина смерти, от чего умер

Причины смерти Годара не уточняются.

Жан-Люк Годар — биография, фильмы

Жан-Люк Годар — один из основоположников французской «новой волны». Его дебютный фильм — «На последнем дыхании», во многом определивший стиль французской «новой волны», вышел в 1959 году. В главных ролях в картине, включающей в себя множество отсылок к творчеству Ингмара Бергмана, Сэмюэля Фуллера, Фрица Ланга и других, снялись Жан-Поль Бельмондо и Джин Сиберг.

Среди других фильмов кинематографиста, которые относятся к периоду «новой волны», — «Маленький солдат» (1960), «Безумный Пьеро» (1965), «Карабинеры» (1963), «Две или три вещи, которые я знаю о ней» (1966) и «Мужское — женское» (1966).

Один из самых удивительных парадоксов биографии великого, знаменитого в том числе своим образцовым киноманством режиссера: до 16-летнего возраста он, выросший в богемно-буржуазной франко-швейцарской семье, кино не особенно-то любил и толком, всерьез не смотрел. Переосмыслить свое отношение к кинематографу его заставило чтение критических статей и эссе — так что неудивительно, что в кино юный Годар, переехав в Париж во второй половине 1940-х, в итоге зашел через киноклубы и кинокритику.

К моменту, когда выдающийся киновед Андре Базен в 1951-м основал журнал Cahiers du Cinema, Годар был вирусом кино заражен уже неизлечимо — и стал первым из будущих режиссеров французской «новой волны», а тогда начинающих критиков Трюффо, Ромера, Риветта и Шаброля, чью статью Базен в Cahiers опубликовал.

Взгляды Годара и его соратников не были ординарными — на страницах Cahiers они страстно и аргументированно разносили в пух и прах конвенции, призывая как к переоценке уже сложившегося к началу 1950-х канона, так и к освобождению языка кино от оков традиций. Неудивительно, что именно этим освобождением они занялись, когда к концу десятилетия пришли к режиссуре сами.

Яркими были дебюты всех из них — но, конечно, первая картина Годара, квазикриминальная подрывная мелодрама «На последнем дыхании» с молодыми Жан-Полем Бельмондо и Джин Сиберг в главных ролях, и в этом выдающемся ряду стоит особняком. Думается даже, что Годар вошел бы в историю, если бы потом и вовсе больше ничего не снял — настолько мощным оказалось влияние «На последнем дыхании» как на киноландшафт конца 1950-х, так и на все последующие поколения режиссеров.

В конце 1960-х кинематографист увлекся идеями французских студенческих групп активистов и на фоне майских событий 1968 года (леворадикальные студенческие демонстрации, вызванные социальным кризисом, которые привели почти к 10-миллионной всеобщей забастовке) отказался от массового кинопроизводства, предпочитая снимать малобюджетные картины, которые бросают вызов представлению о том, каким может быть фильм. Тогда же он создал кинематографический коллектив «Группа Дзига Вертов» вместе с режиссером Жан-Пьером Гореном.

Позднее, в 1980-х, Годар возвращается к «большому кино» и создает ленты «Спасай, кто может (свою жизнь)», «Страсть», «Имя: Кармен», а в 1990-х годах работает над киноантологией «История кино». В 2011 году кинематографист был награжден почетной премией «Оскар» за вклад в развитие кинематографа, однако не присутствовал на церемонии вручения.

В 2014 году Годар поставил экспериментальный 3D-фильм «Прощай, речь», который получил приз жюри Каннского кинофестиваля и ряд других наград. Его последняя лента — картина «Книга образов» 2018 года — была удостоена специального приза жюри Каннского кинофестиваля. Всего же в фильмографии Годара более 70 полнометражных картин.

Жан-Люк Годар — личная жизнь

Жан-Люк Годар был женат дважды, на актрисах Анне Кариной и Анне Вяземски, — обе снялись в нескольких его фильмах. Анну Вяземски — внучку французского писателя Франсуа Мориака — режиссер встретил в 1967 году во время съемок картины «Китаянка». В 1979 году Годар и Вяземски расстались.

Константин Корнеев

Эксперт и автор статей zensovet.ru. Пишет более 20 лет.

Recent Posts

Госдума изменила систему пенсий для россиян: что ожидает пенсионеров с 2024 года, последние новости

Госдума приняла в первом чтении законопроект, который позволит россиянам заключить договор долгосрочных сбережений сроком на…

11 месяцев ago

Одесса, Харьков 25 мая, последние новости на сегодня из Одесской, Харьковской областей 25.05.2023

Свежие новости из Одессы и Харькова на сегодня, 25 мая 2023 года: обзор последних событий,…

11 месяцев ago

Кто станет преемником Путина? В СМИ и соцсетях обсуждают, кто будет новым президентом России после В.В.Путина

После конституционной реформы в 2020 году действующий президент России получил возможность баллотироваться еще на два…

11 месяцев ago

Белгород сегодня 25.05.2023, последние новости: обстановка в Белгородской области, новые обстрелы и атаки ВСУ 25 мая 2023 года

Белгородская область продолжает подвергаться обстрелам и атакам со стороны ВСУ. Недавно в регионе был введен…

11 месяцев ago

Авдеевка, Марьинка сегодня, последние новости на 25 мая: обзор боевых действий, обстановка на фронтах 25.05.2023

Марьинка и Авдеевка сегодня 25 мая 2023 года: что происходит, где идут бои, обзор последних…

11 месяцев ago

Мобилизация в России 2023: что известно на сегодня, 25 мая 2023 года. Верховный суд РФ заявил о продолжении мобилизации

Возобновление мобилизации на СВО в России с 1 июня 2023 года: что известно на сегодня?…

11 месяцев ago